Мария Порошина в ожидании
Нужно прикладывать усилия, чтобы не потерять любовь. Иначе жизнь разнесет. Однажды потянетесь к любимому, и окажется, что это невозможно. Он уже далеко...
Недавно прошла премьера второго сезона сериала «Челночницы» с вашим участием. Как думаете, почему этот проект так полюбился зрителям?
— Прежде всего, в первом сезоне замечательный сценарий, актерам есть что играть. И это не просто качественная драматургия, но и очень жизненная, правдивая история. Мы все в девяностые годы столкнулись с теми же проблемами, что и героини «Челночниц», — безденежьем, отсутствием работы, тотальным дефицитом. Думаю, многие зрительницы узнали себя в моей Ольге или в Светлане Елены Пановой и сопереживали им как родным. Наша сценаристка Зоя Кудря как-то сказала, что «Челночницы» — памятник российским женщинам девяностых. Они его действительно заслужили.
В моей семье, к счастью, никому не пришлось таскать тяжеленные клетчатые сумки, стоять на рынке и отбиваться от бандитов. Но жили мы бедно — ведь работала только мама (с папой они к тому времени расстались), а на ее иждивении кроме меня находились еще бабушка, дедушка и прабабушка. Она никогда не жаловалась на судьбу и нас всех старалась заразить своим оптимизмом. Но порой в маминых глазах проскальзывала грусть, и я понимала, как ей нелегко.
Бабушка, конечно, помогала как могла. Она была абсолютной альтруисткой и мастером на все руки. Прекрасно шила, замечательно готовила — даже из самых простых продуктов. Пекла необыкновенные картофельные оладьи, жарила морковные и свекольные котлеты — я их обожала. В те времена очень выручали продуктовые «заказы», которые получали сотрудники многих учреждений. Мама тоже их приносила. Обычно там были курица, пачка чая, банка кофе, какие-то консервы.
Нам еще повезло: мы жили в Москве, мама работала в труппе Большого театра (и работает по сей день). В провинции с продуктами вообще была беда. Помню, приехала на Урал в гости к бабушке и дедушке по папиной линии и обнаружила, что у них все по талонам. Просто так ничего нельзя купить. Но люди не унывали, выращивали овощи на огородах, собирали грибы и ягоды, закатывали банки с соленьями-вареньями.
С одеждой было сложнее. Я все детство и юность проходила в вещах, связанных или сшитых мамой и бабушкой. Были, впрочем, и «фирменные», как тогда говорили. Мама и папа (он был солистом ансамбля «Березка») периодически выезжали на гастроли и что-нибудь привозили. Но каких усилий и самоограничений это стоило! Советские артисты за границей сидели впроголодь, чтобы сэкономить копеечные суточные на покупки. Однажды мама привезла целую сумку недорогих, но очень модных и симпатичных вещей и обеспечила меня одеждой на долгие годы. Я их носила лет десять!
— Действие в «Челночницах» начинается в 1993 году. Каким вам запомнилось это время?
— Прекрасным, несмотря ни на что! Я была студенткой Щукинского училища и не очень замечала, что творилось вокруг, увлеченная любимой профессией, поиском себя. Материальные проблемы казались второстепенными, неважными. Мы все верили, что нас ждет великое будущее, и не задумывались о настоящем. Хотя иногда в кармане не было даже пятака на метро. Помню, мечтали с девчонками: «Вот бы найти рубль на улице!» Актеры в большинстве своем — очень наивные люди и верят в чудеса. Как ни странно, пару раз действительно находили по рублю и так радовались!
В 1993-м мы уже жили вместе с Гошей Куценко. Интересно и счастливо, но небогато. Он — начинающий артист, толком ничего не зарабатывал, моей стипендии хватало максимум на три дня. В советское время Гошина семья была обеспеченной. Его отец Георгий Павлович, большой труженик и очень порядочный человек, занимал пост замминистра радиопромышленности СССР. А после развала Союза оказался не нужным — из министерства его «ушли».
Для Георгия Павловича это стало трагедией, как и для множества других высокопрофессиональных людей, попросту выброшенных в девяностые на улицу. Но он держался с большим достоинством, эмоции наружу не выплескивал. Пытался найти другую должность в министерстве, а потом понял, что шансов нет. Просить кого-то, чтобы пожалели, пристроили, не мог — воспитание, характер и честь не позволяли. Пойти в вахтеры — тоже. И тогда Гошина мама Светлана Васильевна взяла на себя обеспечение семьи. По профессии она врач-рентгенолог, а медики востребованы в любые времена. Конечно, ей было непросто. Светлана Васильевна ведь не работала много лет, занималась домом и сыном — благо такая возможность имелась. А тут пришлось отказаться от привычной жизни, чтобы прокормить себя и мужа и помочь нам с Гошей.
— О чем вы с ним мечтали тогда?
— Путешествовать по разным странам, знакомиться с памятниками истории, архитектуры. В Турции, например, все лежали на пляже, а мы с Гошей ездили на экскурсии по древним городам.
Однажды потратили на путешествия огромные деньги, подаренные на свадьбу богатыми друзьями, — пять тысяч долларов! Ребята очень радовались тому, что мы вместе, и считали, что нам пора сыграть свадьбу. Мы же отправились в Голландию к Гошиному другу и в Германию. Исколесили эти страны вдоль и поперек. Посетили все интересные места, даже модный курорт на Северном море. Наверное, поступили эгоистично, не устроив друзьям гулянку в ресторане. Но у меня такие мероприятия всегда вызывали опаску. Я боюсь пьяных и принимая приглашение на чью-то свадьбу, испытываю легкую панику. Приятным исключением стали две недавние — Иры Медведевой и Любы Тихомировой, где царила замечательная атмосфера. Я была просто очарована!