Как менялись гендерные стереотипы и как они находили отражение в российском кино

ForbesИстория

От ударницы труда до бунтарки: как менялись героини российского кино

Героиня с экрана, с одной стороны, служит ролевой моделью, а с другой — отображает реальных женщин, благодаря чему становится узнаваемой для зрителей. Forbes Woman поговорил с киноведом Светланой Смагиной о том, как менялись гендерные стереотипы и как они находили отражение в советском и российском кино

Алена Кордюкова

Кадр из фильма «Летят журавли» (Фото DR)

Светлана Смагина — киновед, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского центра кинообразования и экранных искусств ВГИКа, доцент кафедры киноведения ВГИКа, член правления Союза кинематографистов России. Автор более 30 научных работ по истории отечественного и зарубежного кино.

«Новая женщина»

— Время после Октябрьской революции ассоциируется с женской эмансипацией. Каким было кино того времени и каким идеям оно служило?

— Когда к власти пришли большевики, перед страной стояла задача — построить новый мир. В кино 1920-х все заточено под эту идею: новый мир, новая мораль, новый человек, новая женщина, ее новый образ мышления и новый повседневный имидж. Чтобы произошли глобальные изменения, нужно изменить самую инертную и традиционалистскую сторону общества: полоролевые отношения и семью. К изменениям нужно привлекать женскую часть, ведь женщина рождает не только мир, но и человека, и руководство страны это отчетливо понимало. Становится популярным лозунг, сквозь призму которого нужно смотреть на весь кинематограф 1920-х: «Строить социализм — значит освобождать женщину». Освобождать от патриархальных уз, вырывать из семьи, чтобы женщина принадлежала не мужу или роду, а государству. Так при поддержке государства начала формироваться новая гендерная мифология. Ее центральным персонажем становится «новая женщина»,

— Кто такая «новая женщина»?

— «Новая женщина» — это идеологическая концепция, сформированная государством: финансово независимая и свободная от семейных уз женщина, которая способна наравне с мужчиной строить «светлое будущее». Важнейшей чертой этой женщины становится не только отрицание семейных ценностей, но и то, что ее личная жизнь теперь подчиняется общественной. Важно понимать, что, в отличие от западного феминистского движения, эмансипация в СССР происходила исключительно в рамках пролетарской борьбы. Советской женщине была предложена «единственно верная модель», без права выбора, кем быть: домохозяйкой, матерью или работницей. Женщину вытащили из одной системы и погрузили в другую. И кино 1920-х эти процессы в определенной степени отражает.

— В каких фильмах встречается образ «новой женщины»?

— Есть два очень важных фильма для 1920-х: «Третья Мещанская» (1927) и «Парижский сапожник» (1928). Там появляется женщина, которая беременеет, а мужчины оказываются недостойными ее. Мужчины говорят о высоких идеях нового мира, однако в реальности они не способны нести ответственность ни за себя, ни за свои поступки. В дореволюционном кино, если женщину насиловал какой-нибудь мерзавец, ее сразу объявляли «падшей», после чего ей «ничего не оставалось», как покончить жизнь самоубийством. В этих же фильмах беременная женщина, столкнувшись с низостью любимого мужчины, не боится уйти от него в свободную жизнь. Потому что не боится осуждения и знает, что государство ее защитит и ей хватит сил «поднять дитя» самостоятельно.

Кадр из фильма «Третья Мещанская» (Фото DR)

Советский патриархат

— Что происходит с образом женщины в кино 1930-х годов? И как меняется ее гендерная роль?

— В 1930-е годы многое меняется. В 1929 году в газете «Правда» выходит статья Сталина «Год великого перелома: к XII годовщине Октября», в которой он провозглашает в качестве государственной программы политику форсированной индустриализации и коллективизации, т.е. фактически новый курс развития страны, приведший к тотальной централизации власти и формированию культа личности Сталина, «отца народов». Утопическому проекту большевиков «освобожденной советской женщины» приходит конец, и начинает формироваться «советский патриархат». Традиционная семья снова объявляется единственно верной формой отношений между полами, ни о каком сексуальном раскрепощении речи больше не ведется. Единственная поправка, что при сохранении традиционного распределения ролей в семье на производстве мужчина и женщина должны быть равноправными работниками. Теперь женщина — это женщина с двойной занятостью.

Кадр из фильма «Бабы» (Фото DR)

— Какой-то неприглядный женский образ вырисовывается.

— Напротив! Любопытно, что в кино конца 1930-х годов привлекательной в глазах мужчины становится профессионально реализованная женщина. Если женщина реализована, то она привлекательна. В этом плане показателен фильм «Бабы» (1940) Владимира Баталова. В нем представлена домашняя женщина. Мужу становится с ней скучно, он уходит к какой-то красотке, жена расстраивается, но потом записывается в рыболовную бригаду, становится ударницей труда, про нее пишут в газетах. Ее муж читает эти статьи и начинает ее заново добиваться. Такую героиню мы встречаем и у Ивана Пырьева в «Трактористах» (1939), и у Григория Александрова в «Светлом пути» (1940). Женщина становится привлекательной, если она может обогнать мужчину в трудовом порыве.

Женщина и война

— Как изменился образ женщины в советском кино с началом Великой Отечественной войны?

— Кинематограф 1940-х сильно отличается от фильмов сталинского периода. Важной характеристикой женского образа в этих картинах становится супружеская верность и безграничная любовь к мужу или жениху — именно она будет вдохновлять и «оберегать» бойцов. В фильмах военного периода очень много души, некоего мистицизма. Несмотря на то, что в 1920-е–1930-е происходили гонения на религию, в военном кино 1940-х появляется христианская символика. Образ женщины часто соотносится с образом Богородицы. Иногда даже буквально. В фильме «Она защищает Родину» (1943) Фридриха Эрмлера в рамках одного кадра соединяются образ главной героини и иконы Богородицы. В фильме «Радуга» (1944) Марка Донского несколько героинь создают собирательный образ женщины — образ Богородицы и Родины-матери.

Часто в военных фильмах мужчина и женщина будут иметь связь сердец. Они будут слышать друг друга сквозь время и пространство. До войны такого не было. Любой разговор о душе был запрещен. В 1920-е и 1930-е был блестящий кинематограф, но он больше конструировал реальность, а не отражал. В 1930-е показывали счастливое будущее, его модель, которая на экране уже существовала. В 1940-е заявляется душевная связь между мужчиной и женщиной. Ярчайшим примером такой связи можно назвать фильм Александра Столпера «Жди меня, и я вернусь» (1942). Героиня верила, что ее возлюбленный жив, и он каким-то чудом выживал. К тому же эта героиня очень сильная, и в ней прочитывается образ Родины-матери. А вот подруга той героини утратила веру в мужа, Родину, общую победу. Пытаясь забыться в гулянках, она мистическим образом приводит собственного мужа к смерти в ситуации, далекой от линии фронта.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
Расшифрованы 57 неизвестных писем Марии Стюарт Расшифрованы 57 неизвестных писем Марии Стюарт

Криптоаналитики обнаружили зашифрованные письма Марии Стюарт

ТехИнсайдер
В гуще псевдособытий В гуще псевдособытий

Как мокьюментари превращается в мокьюреалити

Weekend
Итальянский гангстер скрывался 16 лет в пиццериях Франции. Но его поймали! Итальянский гангстер скрывался 16 лет в пиццериях Франции. Но его поймали!

Интерпол наконец задержал знаменитого бандита из Италии

ТехИнсайдер
Пряный зимний салат с морковкой и апельсином Пряный зимний салат с морковкой и апельсином

Яркий салат, который поможет пережить мрачный февраль

Weekend
Нет минусов, есть плюсы Нет минусов, есть плюсы

Как мириться с не всегда позитивной реальностью и быть оптимистом?

Men Today
Злачное тесто: краткая история хлеба, который всему голова Злачное тесто: краткая история хлеба, который всему голова

Есть один продукт, который не приедается никогда

Вокруг света
Женщина, которая убила 9 детей и вышла на свободу: история Мэрибет Тиннинг Женщина, которая убила 9 детей и вышла на свободу: история Мэрибет Тиннинг

История Мэрибет Тиннинг, убивавшей собственных детей

VOICE
Нет дыма без огня Нет дыма без огня

Ироничный спор об искусстве на картине Диего Веласкеса

Вокруг света
Коллективная западня Коллективная западня

Почему мы верим серьезным людям с экрана

Weekend
Команда «Ротор» Команда «Ротор»

Двигатель Ванкеля возвращается на конвейер

Автопилот
Моя оборона Моя оборона

У нас много вопросов к специалистам по кибербезопасности

Men Today
Эта специя сделает из вас гения (или, как минимум, убережет от слабоумия) Эта специя сделает из вас гения (или, как минимум, убережет от слабоумия)

Исследование подтвердило полезные свойства популярной добавки к пище

Вокруг света
Маменькин китенок: почему косатка всю жизнь заботится о единственном сыне? Маменькин китенок: почему косатка всю жизнь заботится о единственном сыне?

Если самка косатки родила мальчика, он остается ее единственным отпрыском

Вокруг света
Сергей Потоцкий: «Не признавать законности захвата власти большевиками» Сергей Потоцкий: «Не признавать законности захвата власти большевиками»

Среди российских военных агентов особое место занимал Сергей Николаевич Потоцкий

Дилетант
Поговори мне тут: как происходит революция в мире ИИ Поговори мне тут: как происходит революция в мире ИИ

Почему нейросети стали походить на людей?

РБК
Этот рэпер убил свою соседку, а потом съел ее легкое. История музыкального каннибала Этот рэпер убил свою соседку, а потом съел ее легкое. История музыкального каннибала

Рэпер с никнеймом Big Lurch мог бы стать одним из самых громких имен в хип-хопе

ТехИнсайдер
Сколлапсировавшая нейтронная звезда породила взрыв в форме идеальной сферы, повергнув в шок все научное сообщество Сколлапсировавшая нейтронная звезда породила взрыв в форме идеальной сферы, повергнув в шок все научное сообщество

Колоссальный взрыв получил форму, близкую к совершенной

ТехИнсайдер
Вместе веселей: 7 животных, которые проводят время в тесной компании соплеменников Вместе веселей: 7 животных, которые проводят время в тесной компании соплеменников

В жизни многих видов животных есть моменты, когда они вступают в «колхоз»

Вокруг света
Бесправие, месть и расследования: 5 фильмов о харассменте Бесправие, месть и расследования: 5 фильмов о харассменте

Фильмы о женщинах, столкнувшихся с домогательствами и насилием

Forbes
Поход за соболем Поход за соболем

По одной из версий, ради соболя наши предки покорили Сибирь

Дилетант
«Спи, учи стихи или умри»: зачем программисту хорошая память и как её улучшить «Спи, учи стихи или умри»: зачем программисту хорошая память и как её улучшить

Для успехов в работе с кодом недостаточно технических знаний и логики

VC.RU

Как возникают мифы о женщинах и кто их распространяет

VOICE
Волшебник и малышка: как люди выгорают из-за несоответствия своих субличностей Волшебник и малышка: как люди выгорают из-за несоответствия своих субличностей

Отрывок из книги Леонида Кроля «Жизнь без выгорания»

Forbes
Леонид Гайдай Леонид Гайдай

Вспоминаем интересные факты из биографии гениального режиссера

Лиза
Великая языческая армия прибыла в Англию вместе с животными Великая языческая армия прибыла в Англию вместе с животными

Не только викинги пересекали в IX веке Северное море, но и их животные

N+1
Вдохновение, которое нас выбирает Вдохновение, которое нас выбирает

Как в нашу жизнь приходят хобби? И почему именно такие?

Psychologies
Бальзам для души Бальзам для души

Химики определили состав древнеегипетских веществ для бальзамирования

N+1
Ждем потепление Ждем потепление

Как быстро восстановить кожу

Собака.ru
Фото на документы Фото на документы

Фотографии прошлых дней: низкопоклонство перед западом и мороженое по Фрейду

Автопилот
Открыть в приложении