Иван Коршунов: Формулу успеха художника вывести невозможно
Иван Коршунов входит в список Forbes 20 самых дорогих российских современных художников. Недавно в московской галерее InArt открылась его выставка «Сад земных наслаждений». «Сноб» поговорил с художником, чьи работы находятся в десятках частных коллекций по всему миру, о ситуации на рынке современного искусства и о том, на что сегодня ориентируются инвесторы и творцы.
Вы согласны с мнением, что нынешние коллекционеры ценят работы художников именно за актуальность? Что, по вашим наблюдениям, пользуется большей популярностью?
Это вопрос с двойным дном. Что считать критерием актуальности? Если думать о сиюминутном, то картина, которую ты написал сегодня на злобу дня, через два года не будет иметь ценности, а через пять лет вообще будет возникать вопрос, о чем это. Мне кажется, что публика все-таки реагирует не на актуальность, а на уникальность. Всегда интересен взгляд того или иного автора. И тут, как бы это банально ни звучало, важна искренность. Если художник что-то делает искренне, то это как раз и будет тем условным «продуктом», который вызывает интерес. Этот принцип в современном искусстве действует довольно давно, и это один из основополагающих критериев. Мир наш меняется с колоссальной скоростью, поэтому о какой-то актуальности говорить довольно сложно.
Как коррелируют признание творчества и коммерческий успех? Для вас это понятия из одной категории или нет?
У меня ощущение, что нет, хотя хотелось бы верить, что да. К сожалению, здесь нет никакой четкой взаимосвязи. Времена меняются довольно быстро, спрогнозировать успех у публики вообще невозможно. Очень много написано трудов, и у нас, и за границей, в которых авторы пытались вывести формулу успеха художника. Но мне кажется, что все эти труды сводятся к тому, что формулу успеха вывести просто невозможно. Настолько это каждый раз отдельный, уникальный, субъективный случай. Попадание в рейтинги и прочее — это, конечно, очень приятно и помогает, прежде всего, коллекционеру ориентироваться, является дополнительным аргументом, склоняющим к выбору покупки произведения в свою коллекцию. Но на первом месте все равно ощущение «нравится — не нравится». Зацепило произведение или не зацепило. Если зацепило, то после первого порыва коллекционер смотрит: стоит ли ему вкладывать в это деньги, будут ли дальнейшие референсы, сможет ли он это потом перепродать на вторичном рынке, вырастет ли это в цене, окупятся ли вложения, на что ориентироваться, на какие рейтинги. Но на самый первый порыв не повлияют никакие рейтинги.
Кто сегодня больше готов покупать современное российское искусство — западные коллекционеры или соотечественники? Проводятся ли сейчас российские аукционы и что можно сказать о финансовой готовности коллекционеров и галерей покупать предметы искусства?