Как прима-балерина Большого театра получила главную роль в фильме «Француз»

Караван историйЗнаменитости

Евгения Образцова: "Кино само меня нашло"

Когда мы показали фильм на "Кинотавре", Александр Николаевич Балуев сказал: "Если честно, долго не мог понять, почему такая милая девушка, балеринка-балеринка, играет хабалку? Эта походка, низкий голос, сигарета! Зачем режиссер так перегибает с ней?" Я чуть не заплакала...

Беседовала Елена Ланкина

Фото: Мария Кульчицкая

российский кинопрокат выходит одна из самых ожидаемых премьер этой осени — фильм Андрея Смирнова «Француз». Как получилось, что главную женскую роль в нем сыграла прима-балерина Большого театра, то есть вы?

— Все началось с телефонного звонка из Парижа. Французский киноагент Дени Плана рассказал, что Смирнов ищет балерину в свой новый фильм, и спросил: «Не хотите ли пройти пробы?»

— Русскую балерину режиссер искал во Франции?!

— Не только. Но с Францией у Андрея Сергеевича давние и прочные связи, многие из его друзей и знакомых были задействованы в этом проекте, ведь в фильме достаточно сильна «французская линия». Главный герой — выпускник парижской E?cole normale Пьер Дюран, изучающий русский язык. В 1957 году он приезжает на стажировку в МГУ и погружается в культурную жизнь Москвы периода хрущевской оттепели. Знакомится с самыми разными людьми, музыкантами, писателями, художниками, влюбляется в балерину Киру Галкину. Воссоздать атмосферу эпохи Смирнову помогали французские слависты, стажировавшиеся в СССР, и наши бывшие соотечественники, представители советского андеграунда, эмигрировавшие на Запад.

У меня во Франции тоже хватает друзей и знакомых — и в балетном мире, и в мире кино. Как актриса я там известна больше, чем в России, потому что принимала участие в двух достаточно популярных французских проектах. Режиссер Бертран Норман, у которого снималась в документальной картине «Балерина», и порекомендовал меня Дени Плана.

Лента была посвящена судьбам четырех артисток Мариинского театра — Ульяны Лопаткиной, Дианы Вишневой, Светланы Захаровой и вашей покорной слуги. Каждая олицетворяла определенный этап в жизни балерины. Диана находилась на пике своей гастрольной деятельности, покоряла Европу и Америку. Ульяна готовилась к возвращению на сцену после рождения дочери. Светлана восходила на балетный олимп. А моя карьера только начиналась.

Бертран работал над фильмом около трех лет. Ходил за нами по пятам и успел порядком надоесть. Временами казалось, что он занимается какой-то ерундой. Выискивает никому не нужные подробности, в том числе и личной жизни. Он ведь и дома у нас бывал. Снимал меня с мамой, брал у нее интервью. Но именно поэтому картина получилась такой интересной и имела ошеломительный успех. В ней была показана не только парадная сторона нашей жизни, но и «изнанка» балета.

Пока Норман корпел над своим проектом, я снялась в другом французском фильме, уже художественном — «Красотках» Седрика Клапиша. Он стал продолжением популярной во Франции картины «Испанка» (L’auberge espagnol). Героями были несколько молодых европейцев, учившихся в Барселоне. Один влюблялся в русскую балерину, которую играла я. Свадьбу пара справляла в Петербурге, куда приезжали друзья жениха.

Сниматься не хотела. В то время готовила очень сложную партию Ширин в спектакле «Легенда о любви» и думала только о грядущей премьере. Когда из Парижа приехал Седрик Клапиш и заявил, что завтра я должна прийти на пробы, решительно отказалась: «Мне не до этого!»

Седрик отсмотрел семнадцать молодых балерин, но они его не убедили. И сразу после проб вместе с ассистентом и оператором пришел в Мариинский театр и буквально поймал меня за руку в коридоре:

— Евгения, вы не могли бы пройти пробы прямо сейчас?

— Где?

— Здесь! Умоляю! Вы — наша последняя надежда!

«Сумасшедший», — подумала я. Но Клапиш так просил!..

Ассистент мне подыгрывал — изображал пьяного жениха, валившегося с ног. Я его поднимала и поддерживала. Все это выглядело крайне несерьезно. Но на следующий день Седрик позвонил и сказал, что я утверждена на роль. Пришлось согласиться на съемки, благо бóльшая их часть проходила в Петербурге.

— Было сложно?

— В общем-то нет. Передо мной не стояло каких-то серьезных актерских задач, мы снимали легкую лирическую комедию. И текста немного. Главной проблемой стало бесконечное ожидание. В кино ведь практически не бывает, чтобы ты пришла на площадку и сразу встала в кадр, после чего тебя быстренько снимают и отпускают. Все время чего-то ждешь. Я не привыкла тратить время зря, и было нелегко с этим смириться. По неопытности не понимала, в чем причина бесконечных задержек, и принимала их на свой счет. Но в целом съемки стали приятным приключением.

На съемках фильма «Француз» с режиссером Андреем Смирновым и партнером Антоном Ривалем. Фото: Ростислав Малыхина

— После «Красоток» наверняка посыпались предложения сняться в других проектах?

— Сценариев присылали немало. Я могла сыграть в нашумевшем сериале «Вербное воскресенье», сделавшем популярной Светлану Иванову. Предлагали ту же роль — балерины Оксаны Лепиной.

— Вы чем-то похожи...

— Светлана выглядит как балерина, и я, посмотрев сериал, была удивлена, что режиссер не сразу ее утвердил — проводил пробы. Я же, прочитав сценарий и узнав, что придется пережить моей героине, отказалась от проб. Сначала Оксану насилуют, потом лишают возможности работать в театре, всячески травят. И наконец по ложному обвинению сажают в тюрьму, где она умирает после родов.

— Испугались чернухи?

— Я не умею дистанцироваться от таких неприятных вещей, как делают профессиональные актеры. Для них, наверное, не проблема изобразить жертву, полежать в гробу — это часть работы. Вот если меня будут убивать в каком-нибудь балете, возможно, отнесусь к этому нормально. Хотя в «Зимней сказке», где надо пережить смерть сына, первое время чувствовала себя жутковато и не могла репетировать. Потом постепенно освоилась и на премьере все сыграла.

Примерно в тот же период предложили попробоваться на главную роль в полнометражный фильм «Придел ангела» Николая Дрейдена. Когда я не прошла, подумала: «И слава богу! Кино для меня далеко не главное. Главным всегда был театр. Мое призвание и моя жизнь — балет».

— Что ж, вы сделали блестящую карьеру — и в Мариинском театре, где проработали десять лет, и потом в Большом.

— В Мариинский меня пригласил тогдашний руководитель балетной труппы Махар Вазиев. А спустя два месяца после прихода в театр он удостоил чести поехать на гастроли в Париж и выступить в сольных партиях. Не представляете, что это значило! Артистки, только что пришедшие в труппу, не ездят на такие гастроли.

Мне повезло работать с великим французским балетмейстером Пьером Лакоттом. Фото: Наталья Разина

В Париже я познакомилась со знаменитым французским балетмейстером Пьером Лакоттом. Он собирался ставить в Мариинском балет «Ундина». Утвердил нескольких прима-балерин на главную партию, стал выбирать корифеек (это следующая ступень в балетной иерархии после кордебалета) и указал на меня: «Вот эту девочку поставьте, пожалуйста, во все четверки». Выучила все эти танцы, хотя их было безумно много, но постановку отложили на год. Потом Пьер опять приехал в Петербург и заявил, что теперь балет точно будет поставлен. Начинаем репетировать! Я была в восторге. Подошла к нему:

— Пьер, я снова буду во всех четверках?

— Нет, ты будешь танцевать Ундину.

Так стала первой и единственной исполнительницей этой роли, обойдя других, уже очень знаменитых балерин. Они по разным причинам танцевать не смогли: кто-то уехал, кто-то заболел. Впоследствии получила за Ундину «Золотую маску».

Вообще Пьер Лакотт и его супруга балерина Гилен Тесмар — мои «крестные родители» в балете. Они сами так говорят. Относятся ко мне очень тепло. Не случайно я стала единственной русской балериной, танцевавшей на торжественном вечере в Гранд-опера, посвященном восьмидесятилетию Пьера. Это было неслыханно — за кулисами кипели такие страсти! Но меня выбрал великий Лакотт.

— В балете ревниво относятся к чужим успехам?

— Как и везде. Это неотъемлемая часть жизни. Мой педагог в Вагановском училище говорила: «Если на следующий день после премьеры с тобой никто не здоровается, значит, это был настоящий успех. Можешь пойти и выпить шампанского по такому случаю». Я убедилась в справедливости ее слов, когда поступила в театр.

— А как вас приняли в Большом?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дмитрий Пчела: Катина любовь Дмитрий Пчела: Катина любовь

Долго носил длинные волосы, думая, что в таком образе кинокарьера пойдет в гору

Караван историй
Не просто «жена Пола» и «мама Стеллы»: кем была фотограф и музыкант Линда Маккартни Не просто «жена Пола» и «мама Стеллы»: кем была фотограф и музыкант Линда Маккартни

До замужества американка Линда Истман была успешным репортажным фотографом

Esquire
Гарик Сукачев: Гарик Сукачев:

Гарик Сукачев — о своей жизни, жене и карьере

Караван историй
Ольга Филевская, педагог, 50 лет: Мама, папа, я — походная семья! Ольга Филевская, педагог, 50 лет: Мама, папа, я — походная семья!

Беременность, маленькие дети – не повод отказываться от любимого увлечения

Здоровье
Меган и Гарри. Неприкаянные Меган и Гарри. Неприкаянные

Сумеют ли герцоги Сассекские выдержать испытание свободой и сохранить семью?

Караван историй
#профессия: режиссер дубляжа — о том, как озвучивают голливудских звезд #профессия: режиссер дубляжа — о том, как озвучивают голливудских звезд

Актер и режиссер дубляжа Евгений Хазов раскрывает секреты своей профессии

РБК
Анна Банщикова: Анна Банщикова:

Интервью со звездой популярного сериала «Ищейка» Анной Банщиковой

Караван историй
Как по нотам Как по нотам

К осеннему сезону бренды представили новые версии парфюмерных хитов

Grazia
Идрис Эльба. Мужчина мечты Идрис Эльба. Мужчина мечты

О чем не стоит спрашивать Идриса Эльбу?

Караван историй
Обзор смартфона Xiaomi Mi 9T Pro: больше, чем просто средний класс Обзор смартфона Xiaomi Mi 9T Pro: больше, чем просто средний класс

Новинка от Xiaomi – Mi 9T Pro с выдвижной фронтальной камерой

CHIP
Не выходи из комнаты Не выходи из комнаты

Наш новый невроз — радость от того, что пропустил мероприятие или свежую сплетню

Tatler
Вымпел «Сапфира» Вымпел «Сапфира»

Выставка «Студёное море — северные рубежи: история обороны Русского Севера»

Дилетант
Бурлеск Самбурской Бурлеск Самбурской

Актриса, певица, дива, Самбурская, Настасья – все это о ней

Maxim
Бабушкины примочки Бабушкины примочки

Многие методы, которыми лечили простуду наши бабушки, можно использовать сейчас

Лиза
За что мы ценим героев? За умение любить За что мы ценим героев? За умение любить

С милым рай не на шезлонгах в Дубае, а в ОВД городского округа Химки

GQ
«У нас разные пути, но мы остаемся братьями»: принц Гарри впервые рассказал о конфликте с братом Уильямом «У нас разные пути, но мы остаемся братьями»: принц Гарри впервые рассказал о конфликте с братом Уильямом

Что не поделили между собой представители молодого поколения Виндзоров

Forbes
Тест планшета Apple iPad Air 2019 LTE: для тех, кто хочет премиум Тест планшета Apple iPad Air 2019 LTE: для тех, кто хочет премиум

Новый планшет iPad Air 3 256 GB LTE

CHIP
Можно ли награждать за добрые дела и что такое добро? Опрос участников проекта «Сноб» Можно ли награждать за добрые дела и что такое добро? Опрос участников проекта «Сноб»

Как учить своего ребенка добру?

СНОБ
8 фактов о работе современного декоратора 8 фактов о работе современного декоратора

Разберемся в основах профессии, делающей мир вокруг прекрасным

GQ
«Нарисуйте себя там, где хотите быть»: как добились успеха гендиректор Gett и основатель «Нетологии» «Нарисуйте себя там, где хотите быть»: как добились успеха гендиректор Gett и основатель «Нетологии»

Советы бизнесменам от глав двух молодых высокотехнологичных компаний

Forbes
Тайная дипломатия Тайная дипломатия

Практика заключения тайных договоров имеет многовековую историю

Дилетант
Выйти из ступора: советы японского нейробиолога Выйти из ступора: советы японского нейробиолога

Как собраться с мыслями, когда перед вами стоит много задач, а в голове туман

Psychologies
«Сумасшедший тусовщик» и наследник богатейшей семьи Греции: что известно новом муже Дарьи Жуковой «Сумасшедший тусовщик» и наследник богатейшей семьи Греции: что известно новом муже Дарьи Жуковой

Дарья Жукова вышла замуж

Forbes
Как Уитни Хьюстон заработала $9,5 млн за год спустя 7 лет после смерти Как Уитни Хьюстон заработала $9,5 млн за год спустя 7 лет после смерти

Почему все вновь слушают песни легендарной певицы?

Forbes
«Все эти писатели давно умерли — никто никому больше ничего не должен»: Галина Юзефович о том, зачем заново учиться читать «Все эти писатели давно умерли — никто никому больше ничего не должен»: Галина Юзефович о том, зачем заново учиться читать

Галина Юзефович рассказывает, зачем сегодня нужно заново учиться читать

Forbes
Борьба с «врагами народа» Борьба с «врагами народа»

От древнеримских проскрипций до наших дней

Наука и жизнь
Какие кроссовки купить осенью: обновленные ASICS Какие кроссовки купить осенью: обновленные ASICS

Коллаборация ASICS и молодой американо-китайской марки Chemist Creations

Esquire
Как правильно готовить кофе с коньяком: классные рецепты, польза и вред Как правильно готовить кофе с коньяком: классные рецепты, польза и вред

Все, что нужно знать о бодрящем и согревающем напитке — кофе с коньяком

Playboy
Тайны вкуса Тайны вкуса

У каждого человека есть собственные вкусовые предпочтения

Здоровье
Правда ли «деревенские» продукты отвечают принципам ЗОЖ: 5 нюансов Правда ли «деревенские» продукты отвечают принципам ЗОЖ: 5 нюансов

Выбирая «фермерские» продукты, надо быть внимательным и иметь в виду следующее

Playboy
Открыть в приложении