Жозе Айзенберг. Путешественник во времени
Вернуться в детство для него до сих пор не составляет труда: достаточно закрыть глаза и вдохнуть аромат цветка апельсина - мамин запах.
Путешествия во времени и пространстве — его ноу-хау. Духи, которыми пользовались модницы конца сороковых, — это послевоенный Бухарест. Запахи краски, растворителя и деревянного багета — Флоренция пятидесятых, тканей и масла для швейных машинок — Базиликата шестидесятых, пластика и металла — Бостон семидесятых, химикатов — Париж восьмидесятых.
Жозе родился двадцатого августа 1945 года в Бухаресте и скорее всего продолжил бы семейный бизнес — несколько поколений Айзенбергов были текстильными промышленниками. Кто знает, каких высот они достигли бы, не вмешайся Вторая мировая.
Но все войны рано или поздно заканчиваются. После черных лет оккупации Румыния потихоньку восстанавливалась, налаживался и бизнес отца... Семья жила в столице на просторной вилле возле королевского дворца, и раннее детство Жозе окрашено сплошной радостью. Среди первых воспоминаний — запахи флердоранжа и маминых пирогов. А еще ароматы духов ее подруг. По сей день духи способны вернуть Айзенберга в те далекие времена, когда он был самым счастливым ребенком на свете.
Сказка закончилась в три года. После коммунистического переворота имущество Айзенбергов национализировали и семья оказалась в двенадцатиметровой комнате, которую раньше занимали горничные. Они познали бедность, бесправие и гонение и спустя десять лет бежали из страны. В тринадцать Жозе оказался в Италии. Позже он скажет: «Моя история начинается во Флоренции конца пятидесятых». Его взяли учеником в реставрационную мастерскую — для получения достойного образования не было ни возможностей, ни денег. Благодаря средневековому городу, полному поистине бесценных сокровищ, он навсегда сохранит страсть к изобразительному искусству, станет коллекционером и тонким знатоком живописи.
Айзенберг упорно трудился и в двадцать два года уже активно сотрудничал с итальянскими домами прет-а-порте — рисовал для них эскизы. Но в 1968-м грянул кризис, многие фабрики и заводы простаивали, массовое производство сокращалось. Жозе пошел на довольно рискованный шаг: уехал в Базиликату — маленькую бедную область на юге страны. Там он открыл небольшую швейную мастерскую. За несколько лет та разрослась до полноценной фабрики, в 1972 году там работало несколько тысяч местных жителей.
Айзенберг начал сотрудничать с каталожными компаниями, торговавшими одеждой дистанционно. Первой стала Otto, затем Quelle, Neckermann, Les 3 Suisses... Стремительно растущий бизнес приносил внушительную прибыль. Президент Италии оценил вклад Жозе в национальную экономику, и двадцатисемилетний иммигрант был удостоен звания Почетного гражданина.