Елена Панова — о своих образах, фильмах и семье

Караван историйЗнаменитости

Елена Панова: «Я хоть и не очень состоятельная, но вполне состоявшаяся артистка»

Могу сыграть кинодиву, хотя долго в этом образе не продержусь, уж очень смешливая. После съемок все равно опять побегу домой с полными сумками продуктов из магазина...

Елена Ланкина

На Елене: жакет Ruzanna Gukasyan, серьги Exclaim. Тон Dior Forever Glow 2N. Тушь Diorshow Iconic Overcurl 090. Тени 5 Couleurs Couture 679 Tribal. Карандаш для бровей Diorshow Kabuki Brow Styler 002. Румяна Rouge Blush 459. Помада-бальзам для губ Rouge Dior Natural Balm 846. Все — Dior. Ресторан «Турандот»

Неужели у вас нет помощников по хозяйству?

— Они есть, но хочется ведь самой все выбрать. Обычно захожу в магазин с мыслью, что куплю только самое необходимое, но опять набираю полные пакеты всякой всячины. После выхода сериала «Челночницы», где моя героиня торговала на рынке, люди спрашивали:

— Как вы таскали такие баулы?

— Да каждый день их таскаю, — отвечала я.

— «Челночницы» стали одним из самых рейтинговых сериалов последних лет. А вам случалось отказываться от каких-то проектов и потом жалеть, что упустили их, — настолько громким был успех?

— Конечно случалось, но у меня нет претензий к себе, поскольку решение принимала не я нынешняя, а я тогдашняя, и на это были причины. Сожалений тоже не испытываю, но хочу сыграть такую роль, после которой можно спокойно уйти на пенсию.

Повторяю это уже лет двадцать, но понимаю, что человеческая природа ненасытна, а в нашей профессии — в особенности. Нет такого, чтобы сыграл хорошо и успокоился. К тому же все очень быстро меняется. В какой-то период хочется ярких комедийных ролей, потом чего-то спокойного и органичного. Думаешь: «Вот оно — то, что нужно сейчас», получаешь удовольствие от процесса. Затем проходит года два или три, ведь сериалы редко сразу ставят в эфир, и свою работу воспринимаешь иначе, потому что находишься в другой точке желаний и возможностей.

— Смотрите свои фильмы?

— Не так уж часто, поскольку дети еще маленькие. Марьяше скоро десять, Лиде будет шесть. Они в принципе не смотрят телевизор, и мы его практически не включаем. Лишь изредка. Помню, в марте 2019-го вышел первый сезон сериала «Шифр». Я включила телевизор, было интересно, что получилось. Лида, увидев меня на экране, отреагировала бурно:

— Мама, что ты там делаешь?!

— Играю. Ты ведь любишь разыгрывать разные истории — про Аленушку, про Бабу-ягу? А я здесь играю тетю Катю.

Она запомнила. Через пару месяцев начался показ сериала «Мама Лора», дочь села со мной смотреть. Спрашиваю, показывая на себя на экране:

— Ну, кто это?

— Мама Лора.

— А кто ее играет?

— Тетя Катя...

Марьяша ездила со мной на съемки «Мамы Лоры» в Переславль-Залесский. Мы жили в чудесном доме на берегу Плещеева озера.

Дочка постоянно спрашивала, когда возьму ее на площадку, а я ждала относительно спокойного съемочного дня, чтобы можно было уделить ей внимание. Наконец выдалась подходящая смена. Мы снимали сцену в кафе, в ней две женщины ругались, а мама Лора пыталась их примирить. В ходе перепалки на пол падала тарелка, разлетавшаяся на мелкие кусочки, и так несколько дублей. Когда режиссер сказал «Стоп!», Марьяша выскочила в центр зала и возмущенно произнесла: «Что здесь происходит? Вы ничего лучше придумать не могли, только кричать и тарелки бить?! Нет, я тебя больше на работу не пущу!»

Сейчас съемочный процесс она уже воспринимает гораздо спокойнее. Этой осенью ездили с ней в Пушкинские Горы, где Юра Мороз снимал «Деревенскую драму». И в Петербурге были на съемках нового сезона «Шифра».

На Елене: платье Ruzanna Gukasyan, серьги Exclaim, туфли Pollini. Ресторан «Турандот», Флорентийский дворик

— Дочка в кадр не просится?

— Особого рвения пока не вижу. Способности у нее есть, как и у младшей сестры. Не слишком ратую за то, чтобы дети находились на съемочной площадке, но на улицу их сейчас тоже не отпустишь, а тут хоть среда интересная. На «Шифре», например, Марьяша общалась с костюмерами и гримерами, помогала им по мелочи. В группе очень доброжелательно отнеслись к присутствию ребенка на площадке.

Хорошо помню, с каким интересом сама в детстве посещала папины спектакли. Мой отец Виктор Петрович Панов — основатель и бессменный художественный руководитель Архангельского областного молодежного театра. Мы с ребятами его весь облазили, от чердака до подвала. Это был такой притягательный мир — закулисье!

Папа всегда отличался оригинальными постановками и яркими идеями. Однажды организовал конный поход своего театра по Шенкурскому району Архангельской области и взял меня с собой. Мы останавливались в деревнях и селах, давали представления. Не помню уже, к чему это все было приурочено, возможно к сорокалетию Победы, потому что артисты были в военной форме. Я участвовала в инсценировке басни «Ворона и Лисица». По-моему, мне было лет семь. Интересное получилось путешествие, настоящий квест.

— С таким отцом вы могли стать только артисткой, других вариантов не было?

— Наверное, нет. Хотя в детстве я мечтала о балете.

Сестра Яна, она старше на одиннадцать лет, ходила в танцевальный коллектив Ломоносовского дворца культуры. Там же был хореографический ансамбль «Сказка», где занимались дети разного возраста. Однажды Яна привела меня к ним на новогоднее представление. Это было настолько красиво, что я сразу сказала: «Хочу в ансамбль!» ДК далеко от нашего дома, добираться час с пересадками, а возить меня было некому: родители работают, у сестры другие интересы. Но я понимала, что должна быть тут, это мое. Заявила Яне: «Домой не пойду, пока не согласишься!» И сестра сдалась. Первый год ездили вдвоем, потом я уже добиралась сама.

Приходилось нелегко. Мало того что жила дальше всех — иногда возвращалась с генеральных репетиций, затягивавшихся допоздна, а автобусы уже не ходили, и я шла по морозу пешком с большим кофром, в котором лежал довольно объемный и тяжелый костюм. Оставлять его в ДК не разрешалось. У нас была очень строгая дисциплина: опоздала, отвлекалась, юбку не накрахмалила, не так причесалась — будь добра отжаться двадцать раз.

— И долго вы занимались танцами?

— До четырнадцати лет. Мечтала о хореографическом училище, но, видимо, не проявила необходимого упорства. Тетя жила в Ленинграде, я хотела поехать к ней и поступить в Вагановское. Но я была маминой дочкой, а мама боялась меня отпустить. Однажды приехала к руководителю нашего ансамбля Елене Борисовне Богомоловой, и они вдвоем провели со мной «воспитательную беседу», смысл которой сводился к тому, что балериной мне не стать. Скорее всего, они были правы, но я удивилась: «Странно, танцую в первом ряду, преподаватели хвалят...» Пришлось смириться.

Наверное, нужно было настоять на своем и все-таки попытать счастья в Ленинграде. Ну не взяли бы в училище, зато, по крайней мере, эта история была бы закрыта. Впрочем, о том, что не попала в балет, не сожалею. Это ведь колоссальный труд, и не думаю, что таков был мой путь. Правда иногда представляю, как бы пришла, станцевала... Что бы мне сказали? Не хватает логического завершения.

— После школы решили поступать в театральный?

— А куда еще? Яна уже стала артисткой. И родители — люди творческие: папа режиссер, мама — музыкант, преподаватель фортепиано.

Одно я всегда знала точно — что не буду жить в этом городе.

— Но почему?

— Не знаю. Не покидало ощущение, что я не отсюда. Поживу какое-то время в Архангельске, вырасту и уеду. В юности думала, что за границу. К нам приезжало много зарубежных коллективов, папа проводил театральные фестивали. Атмосфера на них царила невероятно теплая.

После школы в театральный не попала, поскольку приехала в Москву позже, чем нужно, и толком не подготовилась. Хотела в ГИТИС к Гончарову и почему-то считала, что он набирает в июле. Сдала школьные выпускные экзамены и расслабилась. Как-то лежу на диване вся в своих фантазиях, в комнате музыка играет, вдруг входит мама:

— Лен, ты в курсе, что завтра надо лететь в Москву?

— Как?!

— Набор заканчивается.

— Я думала, экзамены в июле. Ну завтра так завтра...

Папа надо мной иронизировал: «Что, в Москву собралась?» Видимо, не относился к этой истории всерьез. Мама дала адрес двоюродного брата и на всякий случай — общежития Института повышения квалификации учителей, в котором у нее имелись знакомые. Со мной отправиться не смогла, у ее учеников шли выпускные экзамены.

Прилетев в Москву, я поняла, что столкнулась с чем-то неведомым и пугающим, и от моей прыти и самоуверенности не осталось и следа. Стало страшно неуютно.

Двоюродного дядю не застала, он был в отъезде, о чем сообщила соседка. Потом он ненадолго появился, но вновь уехал, не пожелав принять племянницу. Я надеялась снять номер в гостинице, однако это оказалось не так просто. В общем, все закончилось общежитием Института повышения квалификации учителей. Через несколько дней вернулась в Архангельск — поняла, что не готова.

Помню, пришла в Школу-студию МХАТ, где набирал Олег Павлович Табаков. Его самого не было, студентов прослушивал какой-то педагог. Сказал, что курс уже сформирован, я поздно спохватилась и у меня ужасный говор, его нужно исправлять.

На следующий год действовала иначе. Сначала в конце мая полетела в Москву на разведку. Папа уже посодействовал, позвонил знакомым, которые меня приютили на три дня. Позже помог устроиться в общежитие Академии переподготовки работников искусства, располагавшееся в одном здании с общежитием Школы-студии МХАТ, подъезд в подъезд. Я там жила, пока сдавала экзамены, а став студенткой, обосновалась уже всерьез.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Екатерина Климова и Елизавета Хорошилова: Екатерина Климова и Елизавета Хорошилова:

Екатерина Климова — о своих отношениях с детьми

Караван историй
Новая сексуальная жизнь в новом году Новая сексуальная жизнь в новом году

Полезны советы про секс или вредны — рассказывает семейный психолог

Psychologies
Сати Спивакова: «Я не знаю, уснул ли в муже Отелло» Сати Спивакова: «Я не знаю, уснул ли в муже Отелло»

Сати Спивакова — о муже маэстро Спивакове и семейных традициях

Караван историй
О себе нестыдном О себе нестыдном

Дмитрий Быков о том, как он читает себя

Weekend
Людмила Гаврилова. Людмила Гаврилова.

История актрисы Людмилы Гавриловой

Коллекция. Караван историй
Ты меняешься, и он тоже: что надо знать про ПМС в 20, 30, 40 лет Ты меняешься, и он тоже: что надо знать про ПМС в 20, 30, 40 лет

ПМС в 20 лет отличается от ПМС в 40. Разбираемся, в чем отличия

Cosmopolitan
Татьяна Буланова: «Все сама... и уважаю себя за это» Татьяна Буланова: «Все сама... и уважаю себя за это»

Оглядываясь назад, скажу, что можно было бы выглядеть и поприличнее

Коллекция. Караван историй
Ученые рассказали, почему содержательные разговоры с коллегами лучше светских бесед Ученые рассказали, почему содержательные разговоры с коллегами лучше светских бесед

Почему люди избегают содержательных бесед вне своего привычного круга общения

Inc.
Николай Добрынин: Николай Добрынин:

Николай Добрынин вспоминает собственную биографию

Караван историй
«Женщин воспринимают как товар! Отвратительно!»: Анна Хилькевич об эйджизме «Женщин воспринимают как товар! Отвратительно!»: Анна Хилькевич об эйджизме

Анна Хилькевич высказалась о дискриминации женщин по возрасту

Cosmopolitan
Киллиан Мерфи. Человек в футляре Киллиан Мерфи. Человек в футляре

Прозрачным глазам и точеным скулам этого ирландца посвящена сотня веб-сайтов

Караван историй
Почему Kismet продала сервис по ремонту квартир «Сделано» и при чем тут ПИК Почему Kismet продала сервис по ремонту квартир «Сделано» и при чем тут ПИК

История некогда многообещающего стартапа «Сделано»

Forbes
Лия Ахеджакова: Лия Ахеджакова:

Знаем ли мы Лию Ахеджакову?

Караван историй
Отец российской бальнеологии Отец российской бальнеологии

Как врач Смирнов наладил на Кавказских Минеральных Водах систематическую науку

Наука
Игорь Гудков: «Все мы с Рубинштейна, 13...» Игорь Гудков: «Все мы с Рубинштейна, 13...»

Игорь Гудков (он же Панкер) был завсегдатаем питерского рок-клуба

Коллекция. Караван историй
Тебе это не кажется: как понять, что он тебя разлюбил Тебе это не кажется: как понять, что он тебя разлюбил

Разбираемся, как понять, что мужчина разлюбил женщину

VOICE
«Я всегда знала, что нельзя размениваться. И лучше быть одной, чем с тем, кого ты не любишь», — говорила Инна Макарова «Я всегда знала, что нельзя размениваться. И лучше быть одной, чем с тем, кого ты не любишь», — говорила Инна Макарова

Анжелика Пахомова рассказала о том, какой была актриса Инна Макарова

Коллекция. Караван историй
Долгие разговоры с незнакомцами могут иметь удивительные последствия Долгие разговоры с незнакомцами могут иметь удивительные последствия

Ожидания людей относительно их взаимодействия с незнакомцами ошибочны

Популярная механика
Полнеют от лет? Полнеют от лет?

Эксперты помогают разобраться в проблеме увеличения веса у женщин старше 50 лет

Худеем правильно
Любимые новогодние блюда и напитки СССР, про которые сегодня все забыли Любимые новогодние блюда и напитки СССР, про которые сегодня все забыли

Продукты, которые ели на Новый год в Советском союзе, а теперь предали забвению

Maxim
Вернувшаяся в Аргентину гигантская выдра оказалась одиноким самцом Вернувшаяся в Аргентину гигантская выдра оказалась одиноким самцом

Гигантские выдры возвращаются в Аргентину

N+1
«Мы понимали, что наши интересы в технологиях вызовут скепсис»: зачем производитель майонеза «Слобода» делает аэротакси «Мы понимали, что наши интересы в технологиях вызовут скепсис»: зачем производитель майонеза «Слобода» делает аэротакси

Производитель «Слободы» интересуется альтернативными источниками энергии

VC.RU
Палеогенетики обнаружили важность родства при захоронениях в длинном кургане раннего неолита Палеогенетики обнаружили важность родства при захоронениях в длинном кургане раннего неолита

Палеогенетики исследовали останки захороненных в кургане эпохи раннего неолита

N+1
Кричащий кэмп: каким получился второй сезон «Эмили в Париже» Кричащий кэмп: каким получился второй сезон «Эмили в Париже»

Продолжение сериала о жизни легкомысленной сммщицы в Париже

РБК
Сумасшедший Назимов Сумасшедший Назимов

Три произведения, которым удалось вернуть правильные имена лишь спустя много лет

Дилетант
«Красота и Уродство» – альбом, в котором вы точно найдете что-то свое «Красота и Уродство» – альбом, в котором вы точно найдете что-то свое

Разбираем новый релиз Oxxxymiron, который, кажется, пытается угодить всем

GQ
Гоминины из Колыбели человечества поели мяса более миллиона лет назад Гоминины из Колыбели человечества поели мяса более миллиона лет назад

Палеозоологи обнаружили кости животных со следами разделки

N+1
Страх и отвращение в Доме Gucci Страх и отвращение в Доме Gucci

«Дом Гуччи» — история, которая не оправдала возложенных на неё ожиданий

СНОБ
Гибрид помело и апельсина: 7 полезных свойств грейпфрута Гибрид помело и апельсина: 7 полезных свойств грейпфрута

Источник витамина С, клетчатки, минералов и антиоксидантов — грейпфрут

РБК
Сплошная Санта-Барбара: как конструктивно решать конфликты в компании Сплошная Санта-Барбара: как конструктивно решать конфликты в компании

Вот что мы в Elbrus Bootcamp делаем, чтобы решать конфликты конструктивно

Inc.
Открыть в приложении