Подошел мужчина, показал мою фотографию в телефоне и сказал: «Вы очень похожи»

Караван историйЗнаменитости

Анна Зайкова: «Это был счастливый билет, который мне вручил Марк Анатольевич Захаров»

В театре для меня, конечно, первой ступенью была роль Кончитты в «Юноне и Авось». А в кино первой серьезной работой стал сериал «Мур-Мур». Именно после этой картины пришло узнавание. Помню, в метро подошел мужчина, показал мою фотографию в телефоне и сказал: «Вы очень похожи». Я говорю: «Да, потому что это я».

Беседовала Екатерина Филимонова

Фото: Мария Варлей

Анна, вы выросли в актерской семье: мама — актриса Мария Зайкова, отчим — актер и режиссер Игорь Яцко. И, наверное, вы мечтали о сцене...

— Я росла в атмосфере творчества — родители при мне обсуждали спектакли, репетиции, книги. Что уж говорить, я не то что много времени проводила за кулисами, я жила в роскошном дореволюционном здании на Поварской, где располагался театр «Школа драматического искусства». Наша комната в коммунальной квартире находилась на втором этаже, буквально один пролет вниз — и сцена. С нами жила еще одна семья — режиссера Александра Огарева. С Симой Огаревой, сейчас она служит в «Мастерской Петра Фоменко», мы как сестры. Она старше меня на два года, невероятно творческая и деятельная. Я за ней ходила по пятам, повторяла и поддерживала во всем. В стенах нашей коммуналки мы создали свой детский театр «Волшебная лампа», ставили и показывали соседям спектакли. У нас были и танцевальные номера, и кукольный спектакль, ставили «Карлсона» и «Буратино», например. Сима мечтала стать артисткой, она уже тогда знала, что будет поступать в театральный и свяжет свою жизнь с актерством. Я же хотела стать то переводчиком, то математиком, то журналистом. Помню, что даже говорила: «Я не хочу быть актрисой!» На что мама отвечала: «Слава богу». Но когда наступила пора определяться с институтом, вопрос, куда идти, вообще не стоял: конечно, в театральный! И проверить свои силы я решила за год до окончания школы. После десятого класса пришла на прослушивание в ГИТИС, сказав приемной комиссии, что в этом году выпускаюсь. Обман, конечно, но так многие делают: пытаются прощупать почву, понять, каковы шансы. Я готовилась самостоятельно, все держала в секрете от родителей. Но потом все равно все всплыло...

— Почему вы выбрали ГИТИС?

— В том году в ГИТИСе набирал курс Олег Львович Кудряшов, его мастерская и по сей день считается одной из лучших. Я прошла все этапы, но на финальный конкурс решила не идти, потому что не хотела претендовать на чье-то место. Тогда всем и стало ясно, что я буду поступать в театральный вуз. Родителям пришлось смириться. (Улыбается.) На следующий год я поступала во все театральные вузы Москвы. В Школе-студии в тот год курс набирали Роман Козак, Дмитрий Брусникин и Алла Покровская. Предыдущие их выпуски были очень яркими, много классных ребят у них училось. Сима часто мне рассказывала про эту мастерскую, ее мнение было для меня авторитетным и, конечно, я мечтала туда попасть. Но поскольку никогда не знаешь, возьмут тебя или нет, пробуешь поступать во все театральные вузы. На все финальные этапы со мной ходила мама. Она очень сильно переживала и, конечно, хотела, чтобы у меня все получилось. Помню, в один день совпали два творческих конкурса в разных вузах. Мы с мамой шли из ГИТИСа в Школу-студию МХАТ и попали под ливень. Зашли в магазин косметики, чтобы привести меня в порядок.

— Родители помогли вам подготовиться?

— На каком-то этапе мама с Игорем меня послушали, сделали замечания. Но в целом я готовилась самостоятельно: выбрала программу, репетировала. Мама очень помогла мне морально. Мне кажется, что все адские эмоции она взяла на себя.

— Помните свои эмоции, когда узнали, что поступили в желанный вуз?

— Я вообще не помню, представляете? Была в таком шоке от происходящего, что этот день не отпечатался у меня в памяти. Вроде мы с мамой выпили кофе недалеко от Школы-студии и поехали домой. Хотя я была уверена, что при самом лучшем исходе буду радоваться, орать и визжать от счастья и отмечать свое поступление всю неделю. А когда это произошло, не было ярких эмоций, мы просто поехали домой.

— Учеба давалась легко?

— Я не могу сказать, что это мои счастливые четыре года студенчества, но определенно они дали очень много. Было тяжело, потому что мне всего 16 лет, я ничего не понимаю ни про жизнь, ни про саму себя, у меня нет никакого жизненного опыта. Конечно, большую ответственность накладывает уже сам факт, что ты попал в Школу-студию МХАТ. Ты уже немножко избранный, и этот кредит доверия надо оправдать. Первое время все тряслись, боялись отчисления. Помню, как нас с однокурсницей (ныне — талантливым кинорежиссером) Ксюшей Зуевой выгнали с первого урока по танцу. Вот это была трагедия. Мы сидели в туалете и переживали, что нас отчислят. Мы, конечно, вели себя плохо: болтали, смеялись, дурачились. Нас с Ксюшей называли Зай и Зуй. Когда мы встречались, начинался какой-то треш. (Улыбается.) Игорь Владимирович Пиворович, наш педагог, не выдержал и выставил нас за дверь. Ну и правильно сделал, в воспитательных целях это было необходимо. В целом я хорошо училась, у меня красный диплом. С детства живу с синдромом отличницы.

Мы, молодые девушки, стремились и внешне соответствовать самому лучшему вузу страны: ходили в кафе, старались модно одеваться. Я все время была в напряжении, не хотелось выглядеть хуже и глупее других. Все четыре года жила с мыслью, что надо соответствовать. В общем, студенчество было непростым временем, но я благодарна за него, потому что профессия наша тоже отнюдь не простая.

Анна Зайкова, 2022 год. Фото: Анастасия Недзельская

А еще в Школе-студии начали рушиться мои стереотипы, ломались ценности и понятия, которые родители прививали мне на протяжении всей моей жизни. «Школа драматического искусства» — это не просто театр, это образ мысли. Анатолий Васильев прививал своим артистам уважение к классике, любовь к высокой литературе — родители занимались Платоном, Гомером, Достоевским, Пушкиным и не всегда признавали перемены, которые происходили и в обществе, и в искусстве. В Школе-студии все было по-другому, сильное влияние оказывал МХТ, где Олег Павлович Табаков давал молодым режиссерам (в том числе и Кириллу Серебренникову) возможность проявляться, экспериментировать с классикой. Даже у великой Аллы Борисовны Покровской тогда начались внутренние сомнения, она искала новые пути и формы. Покровская приходила к нам и говорила: «Я не понимаю, что с вами делать, все изменилось, вы должны мне сами что-то предложить». Конечно, в моей голове что-то щелкнуло.

Меня очень сильно ломало, и мы с родителями все это обсуждали, у нас бывали споры на этот счет. У меня случился какой-то интеллектуальный пубертат, я отрицала все, чему они меня учили. Родители всю жизнь работают в игровом театре, где главное — это энергия и метафизика, а не локальные человеческие истории. Я попала в совершенно иную среду, и не всегда мы могли понять друг друга. Тем не менее я всегда ощущала от них безусловную поддержку в любой работе. Дебаты наши были скорее по части теории.

Анна Зайкова, 2022 год. Фото: Мария Варлей

— У вас был прекрасный и талантливый курс — Яна Гладких, Паулина Андреева, Марина Петренко, Нина Гусева...

— Этим же составом мы играем спектакль Марины Брусникиной «Поле» в театре «Практика». У нас был действительно очень крепкий женский костяк на курсе. Мы всегда шутили и шутим, что наш курс — курс любви и добра. Но это отчасти сарказм. (Улыбается.) У нас была довольно жесткая атмосфера: мы друг над другом шутили, подтрунивали, подкалывали. На самом же деле — за каждого горой, но и расслабляться в таком режиме не приходилось. Зато мы все из студии вышли с броней.

Два года назад я познакомилась с актерским коучем Василием Шевченко. В его актерской группе была прекрасная атмосфера, полная свобода творчества, когда не боишься выходить на сцену и пробовать что-то новое, не боишься осуждения. Мы очень много импровизировали и, самое главное, не пытались друг друга поразить. Именно на этих курсах я поняла, какая обстановка должна быть в творческом коллективе. Но, разумеется, большую роль играет возраст. У Васи в группе были уже взрослые, часто состоявшиеся артисты, которые понимали нюансы совместной работы.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Евгения Добровольская. От комедии до трагедии и обратно Евгения Добровольская. От комедии до трагедии и обратно

Евгения Добровольская о большой семье

Коллекция. Караван историй
Бегство и соблазны: почему подростки начинают употреблять наркотики. 10 главных причин Бегство и соблазны: почему подростки начинают употреблять наркотики. 10 главных причин

Какие внешние факторы сказываются на формировании зависимости у подростков?

Psychologies
Сергей Шакуров: «Мой главный принцип в жизни — не спешить. Кто верит, тот не торопится» Сергей Шакуров: «Мой главный принцип в жизни — не спешить. Кто верит, тот не торопится»

Я мог бы заниматься спортом и быть тренером. А еще стать циркачом

Коллекция. Караван историй
На спокойной волне На спокойной волне

Как справиться с панической атакой и перестроиться на спокойную волну?

Лиза
Ирина Пегова: «Иногда нужно остановиться и сделать то, что подсказывает сердце, не слушая никого» Ирина Пегова: «Иногда нужно остановиться и сделать то, что подсказывает сердце, не слушая никого»

Вы что? У вас есть артистка, которая хочет сама прыгнуть! Пользуйтесь этим

Караван историй
Кто такой Франсуа Рабле? Кто такой Франсуа Рабле?

Исчерпывающий ответ за 2 минуты: кто такой Франсуа Рабле?

Вокруг света
Мария Куликова: «Я очень изменилась, всегда весело расплескивала себя, а сейчас нет» Мария Куликова: «Я очень изменилась, всегда весело расплескивала себя, а сейчас нет»

За то время, пока создавался «Склифосовский», многое случилось

Караван историй
Весенний загар во Вьетнаме Весенний загар во Вьетнаме

Что нужно успеть увидеть и попробовать в этой экзотической стране за неделю

Лиза
Ванесса Кирби. Фрагменты женщины Ванесса Кирби. Фрагменты женщины

Не было в ее жизни за все тридцать три года роли страшнее и трагичнее

Караван историй
Закат Хаттусы Закат Хаттусы

Почему могущественные хетты покинули свою столицу

N+1
Думать – правильно Думать – правильно

Психотерапевт, гуру ТВ и один из топов Сбера о себе и правилах, по которым живет

Psychologies
А вы точно врач? А вы точно врач?

Вопросы, которые помогут убедиться в его компетентности

Лиза
Сергей Михалков. Cвидетель эпохи Сергей Михалков. Cвидетель эпохи

Но Сталин сказал: «Подождут. Гимн мне нужен сегодня!»

Коллекция. Караван историй
«Я родила и кормлю грудью!»: женщина впервые стала мамой в 52 года, потратив на ЭКО 22 млн рублей «Я родила и кормлю грудью!»: женщина впервые стала мамой в 52 года, потратив на ЭКО 22 млн рублей

Луиза Хон родила здорового ребенка после борьбы с бесплодием и шести попыток ЭКО

VOICE
Ему не впервой: каковы шансы построить отношения с разведенным мужчиной? Советы психолога Ему не впервой: каковы шансы построить отношения с разведенным мужчиной? Советы психолога

Какие существуют разновидности разведенных мужчин и какие с ними будут отношения

VOICE
Муж в тени артистки: история жены Си Цзиньпина — первой леди Китая Пэн Лиюань Муж в тени артистки: история жены Си Цзиньпина — первой леди Китая Пэн Лиюань

Пэн Лиюань стала знаменитостью задолго до того, как весь Китай узнал имя ее мужа

Forbes
Психосоматика: грань между правдой и вымыслом Психосоматика: грань между правдой и вымыслом

Психосоматика — лженаука или понимание сути болезни?

ТехИнсайдер
Дублер начинает действовать Дублер начинает действовать

Авторынок выбирает параллельный импорт

Деньги
Магнитно-резонансное дело: как в Бразилии пистолет застрелил владельца в кабинете МРТ? Магнитно-резонансное дело: как в Бразилии пистолет застрелил владельца в кабинете МРТ?

Почему игнорирование правил безопасности может сыграть с нами злую шутку

Вокруг света
«Одна из главных красавиц нашего кино»: Екатерина Климова с обнаженными плечами очаровала Александра Васильева «Одна из главных красавиц нашего кино»: Екатерина Климова с обнаженными плечами очаровала Александра Васильева

Александр Васильев оценил наряды российских артисток на светском мероприятии

VOICE
3 способа (не) обесценивать себя: мужчины честно о том, как используют слабые стороны женщин 3 способа (не) обесценивать себя: мужчины честно о том, как используют слабые стороны женщин

Как и почему три кита успешных отношений могут обернуться против вас

Psychologies
Действительно ли интервальное голодание работает? Ученые выяснили, что частота приемов пищи важнее времени Действительно ли интервальное голодание работает? Ученые выяснили, что частота приемов пищи важнее времени

На изменение веса большее влияние оказывают частота и размер порций

Inc.
Продукты, полезные для печени: что пора добавить в рацион Продукты, полезные для печени: что пора добавить в рацион

Как заботиться о печени правильно

Psychologies
Оскар: история, номинации, лауреаты. Полный гид по кинопремии Оскар: история, номинации, лауреаты. Полный гид по кинопремии

Полный гид по кинопремии "Оскар"

Правила жизни
Знакомьтесь, Настя Соломеина! Знакомьтесь, Настя Соломеина!

Настя Соломеина считает себя не дизайнером, а художником по костюмам

Собака.ru
Хотите перейти на электронные водительские права? Не спешите: вот что об этом думает юрист Хотите перейти на электронные водительские права? Не спешите: вот что об этом думает юрист

Как пользоваться электронными правами?

ТехИнсайдер
Она поборола рак крови и груди и перестала беспокоиться из-за телосложения. Но только после 60 лет Она поборола рак крови и груди и перестала беспокоиться из-за телосложения. Но только после 60 лет

Лишь после преодоления смертельной болезни Сильви взглянула на свое тело иначе

ТехИнсайдер
Почему мы чувствуем себя одиноко: 4 основные причины Почему мы чувствуем себя одиноко: 4 основные причины

Почему нас настигает состояние одиночества и как из него выбраться?

Psychologies
«Я не фанат супергеройских историй»: Лиам Нисон о боевиках и своем актерском методе «Я не фанат супергеройских историй»: Лиам Нисон о боевиках и своем актерском методе

Лиам Нисон — о съемках и ирландском кино

Forbes
Обман дара Обман дара

Как возникла самая знаменитая фальшивка Средневековья

Weekend
Открыть в приложении