Подошел мужчина, показал мою фотографию в телефоне и сказал: «Вы очень похожи»

Караван историйЗнаменитости

Анна Зайкова: «Это был счастливый билет, который мне вручил Марк Анатольевич Захаров»

В театре для меня, конечно, первой ступенью была роль Кончитты в «Юноне и Авось». А в кино первой серьезной работой стал сериал «Мур-Мур». Именно после этой картины пришло узнавание. Помню, в метро подошел мужчина, показал мою фотографию в телефоне и сказал: «Вы очень похожи». Я говорю: «Да, потому что это я».

Беседовала Екатерина Филимонова

Фото: Мария Варлей

Анна, вы выросли в актерской семье: мама — актриса Мария Зайкова, отчим — актер и режиссер Игорь Яцко. И, наверное, вы мечтали о сцене...

— Я росла в атмосфере творчества — родители при мне обсуждали спектакли, репетиции, книги. Что уж говорить, я не то что много времени проводила за кулисами, я жила в роскошном дореволюционном здании на Поварской, где располагался театр «Школа драматического искусства». Наша комната в коммунальной квартире находилась на втором этаже, буквально один пролет вниз — и сцена. С нами жила еще одна семья — режиссера Александра Огарева. С Симой Огаревой, сейчас она служит в «Мастерской Петра Фоменко», мы как сестры. Она старше меня на два года, невероятно творческая и деятельная. Я за ней ходила по пятам, повторяла и поддерживала во всем. В стенах нашей коммуналки мы создали свой детский театр «Волшебная лампа», ставили и показывали соседям спектакли. У нас были и танцевальные номера, и кукольный спектакль, ставили «Карлсона» и «Буратино», например. Сима мечтала стать артисткой, она уже тогда знала, что будет поступать в театральный и свяжет свою жизнь с актерством. Я же хотела стать то переводчиком, то математиком, то журналистом. Помню, что даже говорила: «Я не хочу быть актрисой!» На что мама отвечала: «Слава богу». Но когда наступила пора определяться с институтом, вопрос, куда идти, вообще не стоял: конечно, в театральный! И проверить свои силы я решила за год до окончания школы. После десятого класса пришла на прослушивание в ГИТИС, сказав приемной комиссии, что в этом году выпускаюсь. Обман, конечно, но так многие делают: пытаются прощупать почву, понять, каковы шансы. Я готовилась самостоятельно, все держала в секрете от родителей. Но потом все равно все всплыло...

— Почему вы выбрали ГИТИС?

— В том году в ГИТИСе набирал курс Олег Львович Кудряшов, его мастерская и по сей день считается одной из лучших. Я прошла все этапы, но на финальный конкурс решила не идти, потому что не хотела претендовать на чье-то место. Тогда всем и стало ясно, что я буду поступать в театральный вуз. Родителям пришлось смириться. (Улыбается.) На следующий год я поступала во все театральные вузы Москвы. В Школе-студии в тот год курс набирали Роман Козак, Дмитрий Брусникин и Алла Покровская. Предыдущие их выпуски были очень яркими, много классных ребят у них училось. Сима часто мне рассказывала про эту мастерскую, ее мнение было для меня авторитетным и, конечно, я мечтала туда попасть. Но поскольку никогда не знаешь, возьмут тебя или нет, пробуешь поступать во все театральные вузы. На все финальные этапы со мной ходила мама. Она очень сильно переживала и, конечно, хотела, чтобы у меня все получилось. Помню, в один день совпали два творческих конкурса в разных вузах. Мы с мамой шли из ГИТИСа в Школу-студию МХАТ и попали под ливень. Зашли в магазин косметики, чтобы привести меня в порядок.

— Родители помогли вам подготовиться?

— На каком-то этапе мама с Игорем меня послушали, сделали замечания. Но в целом я готовилась самостоятельно: выбрала программу, репетировала. Мама очень помогла мне морально. Мне кажется, что все адские эмоции она взяла на себя.

— Помните свои эмоции, когда узнали, что поступили в желанный вуз?

— Я вообще не помню, представляете? Была в таком шоке от происходящего, что этот день не отпечатался у меня в памяти. Вроде мы с мамой выпили кофе недалеко от Школы-студии и поехали домой. Хотя я была уверена, что при самом лучшем исходе буду радоваться, орать и визжать от счастья и отмечать свое поступление всю неделю. А когда это произошло, не было ярких эмоций, мы просто поехали домой.

— Учеба давалась легко?

— Я не могу сказать, что это мои счастливые четыре года студенчества, но определенно они дали очень много. Было тяжело, потому что мне всего 16 лет, я ничего не понимаю ни про жизнь, ни про саму себя, у меня нет никакого жизненного опыта. Конечно, большую ответственность накладывает уже сам факт, что ты попал в Школу-студию МХАТ. Ты уже немножко избранный, и этот кредит доверия надо оправдать. Первое время все тряслись, боялись отчисления. Помню, как нас с однокурсницей (ныне — талантливым кинорежиссером) Ксюшей Зуевой выгнали с первого урока по танцу. Вот это была трагедия. Мы сидели в туалете и переживали, что нас отчислят. Мы, конечно, вели себя плохо: болтали, смеялись, дурачились. Нас с Ксюшей называли Зай и Зуй. Когда мы встречались, начинался какой-то треш. (Улыбается.) Игорь Владимирович Пиворович, наш педагог, не выдержал и выставил нас за дверь. Ну и правильно сделал, в воспитательных целях это было необходимо. В целом я хорошо училась, у меня красный диплом. С детства живу с синдромом отличницы.

Мы, молодые девушки, стремились и внешне соответствовать самому лучшему вузу страны: ходили в кафе, старались модно одеваться. Я все время была в напряжении, не хотелось выглядеть хуже и глупее других. Все четыре года жила с мыслью, что надо соответствовать. В общем, студенчество было непростым временем, но я благодарна за него, потому что профессия наша тоже отнюдь не простая.

Анна Зайкова, 2022 год. Фото: Анастасия Недзельская

А еще в Школе-студии начали рушиться мои стереотипы, ломались ценности и понятия, которые родители прививали мне на протяжении всей моей жизни. «Школа драматического искусства» — это не просто театр, это образ мысли. Анатолий Васильев прививал своим артистам уважение к классике, любовь к высокой литературе — родители занимались Платоном, Гомером, Достоевским, Пушкиным и не всегда признавали перемены, которые происходили и в обществе, и в искусстве. В Школе-студии все было по-другому, сильное влияние оказывал МХТ, где Олег Павлович Табаков давал молодым режиссерам (в том числе и Кириллу Серебренникову) возможность проявляться, экспериментировать с классикой. Даже у великой Аллы Борисовны Покровской тогда начались внутренние сомнения, она искала новые пути и формы. Покровская приходила к нам и говорила: «Я не понимаю, что с вами делать, все изменилось, вы должны мне сами что-то предложить». Конечно, в моей голове что-то щелкнуло.

Меня очень сильно ломало, и мы с родителями все это обсуждали, у нас бывали споры на этот счет. У меня случился какой-то интеллектуальный пубертат, я отрицала все, чему они меня учили. Родители всю жизнь работают в игровом театре, где главное — это энергия и метафизика, а не локальные человеческие истории. Я попала в совершенно иную среду, и не всегда мы могли понять друг друга. Тем не менее я всегда ощущала от них безусловную поддержку в любой работе. Дебаты наши были скорее по части теории.

Анна Зайкова, 2022 год. Фото: Мария Варлей

— У вас был прекрасный и талантливый курс — Яна Гладких, Паулина Андреева, Марина Петренко, Нина Гусева...

— Этим же составом мы играем спектакль Марины Брусникиной «Поле» в театре «Практика». У нас был действительно очень крепкий женский костяк на курсе. Мы всегда шутили и шутим, что наш курс — курс любви и добра. Но это отчасти сарказм. (Улыбается.) У нас была довольно жесткая атмосфера: мы друг над другом шутили, подтрунивали, подкалывали. На самом же деле — за каждого горой, но и расслабляться в таком режиме не приходилось. Зато мы все из студии вышли с броней.

Два года назад я познакомилась с актерским коучем Василием Шевченко. В его актерской группе была прекрасная атмосфера, полная свобода творчества, когда не боишься выходить на сцену и пробовать что-то новое, не боишься осуждения. Мы очень много импровизировали и, самое главное, не пытались друг друга поразить. Именно на этих курсах я поняла, какая обстановка должна быть в творческом коллективе. Но, разумеется, большую роль играет возраст. У Васи в группе были уже взрослые, часто состоявшиеся артисты, которые понимали нюансы совместной работы.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Марина Зудина: Марина Зудина:

Большое интервью с Мариной Зудиной

Караван историй
Отрывок из романа Колсона Уайтхеда «Мальчишки из “Никеля”» Отрывок из романа Колсона Уайтхеда «Мальчишки из “Никеля”»

Отрывок из романа, основанного на реальных событиях, о стойкости и искуплении

СНОБ
Юлия Такшина: «С возрастом понимаешь — никакой катастрофы от того, что рядом с тобой нет надежного плеча, не произойдет» Юлия Такшина: «С возрастом понимаешь — никакой катастрофы от того, что рядом с тобой нет надежного плеча, не произойдет»

Юлии Такшиной удается быть востребованной актрисой и воспитывать двоих сыновей

Караван историй
Плохие хорошие мысли Плохие хорошие мысли

Бывают случаи, когда от черных очков пользы больше, чем от розовых

Добрые советы
Ирина Пегова: «Иногда нужно остановиться и сделать то, что подсказывает сердце, не слушая никого» Ирина Пегова: «Иногда нужно остановиться и сделать то, что подсказывает сердце, не слушая никого»

Вы что? У вас есть артистка, которая хочет сама прыгнуть! Пользуйтесь этим

Караван историй
Эта специя сделает из вас гения (или, как минимум, убережет от слабоумия) Эта специя сделает из вас гения (или, как минимум, убережет от слабоумия)

Исследование подтвердило полезные свойства популярной добавки к пище

Вокруг света
Мария Куликова: «Я очень изменилась, всегда весело расплескивала себя, а сейчас нет» Мария Куликова: «Я очень изменилась, всегда весело расплескивала себя, а сейчас нет»

За то время, пока создавался «Склифосовский», многое случилось

Караван историй
Дух места Дух места

Квартира в дореволюционном доме, в которой соединились традиции и современность

SALON-Interior
Полина Гагарина: «Я всё больше становлюсь домоседом» Полина Гагарина: «Я всё больше становлюсь домоседом»

Певица Полина Гагарина — о секретах восстановления и своих увлечениях

Здоровье
Команда Команда

Ушедший год для молодых артистов выдался более чем насыщенным

OK!
Юлия Галкина: «В кино самое главное — компания» Юлия Галкина: «В кино самое главное — компания»

Горжусь, я единственная актриса — кандидат наук

Коллекция. Караван историй
Как Tesla и другие производители электромобилей используют детский труд Как Tesla и другие производители электромобилей используют детский труд

Кобальт для заводов Tesla добывают с использованием детского труда

Forbes
Борис Мессерер: «Наш брак с Беллой иначе как тридцатилетней войной не называю...» Борис Мессерер: «Наш брак с Беллой иначе как тридцатилетней войной не называю...»

«Белла не умеет сочинять по заданию!» — говорил я Майе Плисецкой

Караван историй
«Не на первом месте»: так ли важен секс на самом деле — мнение психолога «Не на первом месте»: так ли важен секс на самом деле — мнение психолога

Важен ли секс для физического и психического благополучия?

Psychologies
От «Костра на ветру» до «Молодости»: за что мы так любим якутское кино От «Костра на ветру» до «Молодости»: за что мы так любим якутское кино

О чем снимают кино в Якутии и почему оно так нравится и зрителям, и критикам?

Psychologies
Как не совершать одни и те же ошибки в отношениях: 5 советов Как не совершать одни и те же ошибки в отношениях: 5 советов

Как разомкнуть круг одних и тех же ошибок в отношениях?

Psychologies
Причем тут блохи: почему блошиный рынок называется именно так Причем тут блохи: почему блошиный рынок называется именно так

Почему рынки со старыми вещами стали называть блошиными?

ТехИнсайдер
Самые востребованные профессии в России в разные времена Самые востребованные профессии в России в разные времена

Кто был нужен обществу на заре становления государственности на Руси?

Maxim
Митико Аояма: «Вы найдете это в библиотеке». Список книг на все случаи жизни Митико Аояма: «Вы найдете это в библиотеке». Список книг на все случаи жизни

Отрывок из японского бестселлера Митико Аояма о силе книг

СНОБ
От страхов и комплексов до любви к себе: чему меня научили секс-вечеринки От страхов и комплексов до любви к себе: чему меня научили секс-вечеринки

Как секс-культура может помочь в борьбе с комплексами и научить любить себя

Psychologies
Закат Хаттусы Закат Хаттусы

Почему могущественные хетты покинули свою столицу

N+1
Эмоциональный развод: что это и как его пережить Эмоциональный развод: что это и как его пережить

Почему супруги продолжают жить под одной крышей, но каждый живет отдельную жизнь

Psychologies
От щедровок до первой оперы: как русский фольклор помогал следить за временем и стал частью классической музыки От щедровок до первой оперы: как русский фольклор помогал следить за временем и стал частью классической музыки

Какие песни нельзя было исполнять зимой и как фольклор приглянулся композиторам

Вокруг света
Почему все люди плачут: научный взгляд на слезы Почему все люди плачут: научный взгляд на слезы

Для чего люди плачут? Несколько удивительных версий

ТехИнсайдер
Это нужно знать всем родителям, чьи дети сидят в соцсетях! Советы по безопасности Это нужно знать всем родителям, чьи дети сидят в соцсетях! Советы по безопасности

Родителям стоит кое-что знать о том, как обезопасить ребенка в соцсетях

ТехИнсайдер
Секс-монстра наказали: признавшийся в 24 изнасилованиях полицейский получил 36 пожизненных сроков Секс-монстра наказали: признавшийся в 24 изнасилованиях полицейский получил 36 пожизненных сроков

Дэвид Кэррик признан виновным в насилии над женщинами

VOICE
Народный альтист Народный альтист

Юрий Башмет о коллекционировании, великих друзьях и о концертах в день рождения

Robb Report
Злачное тесто: краткая история хлеба, который всему голова Злачное тесто: краткая история хлеба, который всему голова

Есть один продукт, который не приедается никогда

Вокруг света
«Я начала карьеру заново в 45 лет»: личный опыт — 5 советов коуча «Я начала карьеру заново в 45 лет»: личный опыт — 5 советов коуча

Как искать работу после большого перерыва?

Psychologies
Энди Макдауэлл Энди Макдауэлл

Энди Макдауэлл выглядит прекрасно, невзирая на возраст!

Здоровье
Открыть в приложении