Анна Пескова: «Мне оставалось лишь собраться и до конца доиграть роль сильной маленькой девочки»
«Я — максималистка, я за так называемую чистоту эксперимента. Если моя героиня спускается по скалам, забирается по сосне на десятиметровую высоту, я должна, засучив рукава, попробовать это сделать. При мне актеры-мужчины отказывались: «Мне страшно, я не полезу!» Я смотрю на это иначе: если не получится, значит, меня заменит каскадер».
Аня, за последнее время вы успели сняться в нескольких главных ролях. В фильме «Тур с Иванушками» сыграли одну из фанаток популярной группы, которая во взрослом возрасте вместе с подругами решила отправиться на гастроли следом за своими кумирами и наконец осуществить то, в чем постоянно себе отказывала, а именно оторваться по полной. Как проходили съемки?
— На данный момент мы не закончили снимать этот фильм, у меня с девочками еще осталось два эпизода. Собственно, мы бы их уже давным-давно сняли, если бы не случай на съемочной площадке, после которого я угодила на операционный стол.
— По предыдущему нашему разговору помню, что вам не впервой рисковать здоровьем и даже жизнью. Опять совершили подвиг, «бросились на амбразуру»?
— Можно и так сказать, я же не умею по-другому. Мы снимали сцену клипа, в фильме будет вставная клиповая нарезка под знаменитую песню «Тучи». И моей героине как раз выпала на долю прогулка под дождем в ночи на горной трассе. Мы добрались до съемок этого эпизода в октябре. Даже на юге, в Кабардинке, где мы работали, было уже очень холодно, столбик термометра не поднимался выше трех градусов тепла. Съемочная группа утеплилась, все надели зимние куртки и сапоги, натянули варежки и шапки. А я не могла себе такого позволить. У нас по сценарию стояло лето, да и на черноморском побережье еще пару часов назад светило яркое солнце, люди купались в море. Так что на мне были босоножки, короткие шорты, топ и больше ничего.
Съемки начались вечером, когда стемнело. Чтобы на экране шел дождь, обычно на площадку пригоняют поливальные пожарные машины. Естественно, вода там холоднющая, никто ее не греет. На меня за ту смену пролилась вода из четырех машин. Не могу сказать, сколько отсняли дублей, но, как позже подсчитала ассистентка по актерам, я под струями холодной воды, практически под ледяным дождем, находилась 3 часа 55 минут. Получила полное представление о состоянии, когда зуб на зуб не попадает. Во время съемок последних кадров этой сцены приходилось стискивать зубы так, что мышцы сводило, настолько мне было холодно.
Но повести себя иначе я не могла: не имела права отказаться, раскапризничаться, в итоге подвести группу. Мне оставалось лишь собраться и до конца доиграть роль сильной маленькой девочки, что я и сделала. Но без последствий это, конечно, не прошло, мой организм взбунтовался. Когда вернулась в Москву, поняла: надо срочно бежать к врачам. Сильнейшее воспаление сосудов головы лечилось лишь хирургическим путем, и меня незамедлительно прооперировали. Слава богу, обошлось без серьезных последствий.
— Помню, как во время прошлой нашей встречи вы рассказали, как залезли на дерево на большую высоту на съемках сериала «Пять минут тишины».
— «Пять минут тишины» рассказывает о сотрудниках МЧС. Готовилась к нему год, три раза в неделю тренировалась в спортзале, под руководством тренера осваивала стойку на руках. Я — максималистка, я за так называемую чистоту эксперимента. Если моя героиня спускается по скалам, забирается по сосне на десятиметровую высоту, я должна, засучив рукава, попробовать это сделать. При мне актеры-мужчины отказывались: «Мне страшно, я не полезу!» Я смотрю на это иначе: если не получится, значит, меня заменит каскадер. Все трюки в сериале «Пять минут тишины» я выполняла сама.
Однажды случилась забавная история. Снималась сцена: парашютист повисает на сосне со сломанной рукой, моей героине нужно подняться и снять его. Съемки с коптера на общем плане, не так, как у нас любят, — показать крупный план артиста, а потом доснять его на земле. Я сказала, что полезу на дерево сама. Режиссер согласился: «Поднимешься на три метра, а дальше полезет каскадер». Лезу без страховки три метра, четыре, пять и не слышу команды «Стоп!». А пока актер ее не услышал, он должен продолжать. Как потом выяснилось, кто-то на площадке в тот момент отвлек режиссера, и он не видел, что происходит в кадре. Опомнился, когда подо мной было уже десять метров. Обратно меня транспортировали на тросах, потому что без страховки спуститься вниз еще страшнее и тяжелее, чем подняться. Я вцепилась в сосну, ребята поднялись на кране, надели на меня страховку и только тогда спустили. Но в кадре я не подала вида, что что-то идет не так. Режиссер потом оправдывался: «Смотрю, все нормально, ты лезешь и лезешь».
— Зачем так рисковать собой, здоровьем, почему не воспользоваться услугами дублера?
— Я всегда полностью доверяюсь режиссеру, команде, просто на «Пяти минутах тишины» случилась, что называется, нештатная ситуация, каскадер на съемочной площадке присутствовал и готов был меня заменить. Что же касается «Тура с Иванушками», я решила: мы делаем дело классно, как мы можем, иначе из этого ничего хорошего не получится. Я не могла заявить: «Ребята, стоп, я замерзла, дайте погреться!» Понимала, что холодно всем, а на трассе там стояло человек шестьдесят. Пошел четырнадцатый час съемок, всем хотелось вернуться в гостиницу, отогреться. Но если режиссер говорит: «А давайте снимем еще вот так, а давайте попробуем снять иначе», — значит, ему необходимы именно такие кадры, потому что он отвечает за финальный результат. И если режиссер говорит, что надо, пойду и сделаю, чего бы это мне ни стоило.
Может, это связано с тем, что когда-то в детстве нас с сестрой так воспитали родители, часто повторявшие: «Девочки, вы сильные, вы все сможете, все будет хорошо». Не исключено, что роль здесь играет и моя гиперответственность за качество материала, за то, что зритель увидит в финале. Либо это мой «неиссякаемый юношеский максимализм»: я все смогу, я все преодолею. Наверное, все-таки первое: мне хочется, чтобы кино у нас получилось и мы действительно сняли все так, как было задумано.
— Чем вас привлекла роль фанатки «Иванушек»?
— Героини, которых играем Агата Муцениеце, Оля Сухарева и я, — яркие, самодостаточные женщины. Они получились узнаваемыми для нескольких поколений зрителей. Может быть, их не поймет совсем юное поколение и не узнает в них себя, но какие-то отголоски своих жизней тоже уловит. Надеюсь, нам удалось создать собирательные образы девчонок 90-х годов. Ведь именно тогда все узнали, что есть у нас такие прекрасные артисты, за которыми ездит по стране огромное количество поклонников. На всю необъятную Россию гремела тогда слава «Иванушек», конкуренцию им составляла группа «Руки Вверх!».
Обычно, когда девушка перерастает детство и выпархивает из родительского гнезда, у нее появляется множество различных желаний и она уверена: я непременно осуществлю свои юношеские мечты, все в моей жизни будет так, как захочу. А потом приходит взрослая жизнь, и эти ее мечты куда-то растворяются.
Ближе к сорока наши героини, в том числе моя Ася, понимают: мечты-то были грандиозными, но где они сейчас? Конечно, когда в жизни все складывается благополучно, ты не отважишься на сумасбродный поступок, не бросишь все — свою семью, любимого человека, работу, не сядешь в машину и не отправишься на поиски приключений с письмом подружки, которое просто жизненно необходимо передать Рыжему. Но у наших героинь есть незакрытый гештальт, они делают все, чтобы оказаться на концерте любимых «Иванушек», на который девчонки не смогли прорваться в юности.
Ася для меня — собирательный образ всех девчонок, которые в юности страдали от неуверенности в себе. Мне захотелось исполнить эту роль, потому что здесь есть параллель, и мне это чувство тоже было знакомо: лет в десять я тоже была пышечкой и жутко переживала из-за этого. Пересматривая свои детские фотографии, замечаю: боже, что это за пухленькие щечки, крепкие ножки, животик, ну как я могла такое допустить?! Чуть повзрослев, конечно, фанатично взялась за внешность, хотела во что бы то ни стало похудеть, пыталась ничего не есть, сидела на диетах. Мама этого делать не разрешала, говорила, что взрослеющий организм все сам приведет в норму: «Никакая ты не толстушка, все у тебя прекрасно». Но если таких слов не было сказано? Или если они не были услышаны?..
Такие девчонки, вырастая, начинают фанатично за собой следить, и это превращается у них в некий пунктик. Они постоянно считают калории, на их IT-часах отображается все, что они только что съели или выпили, после им необходимо срочно пройти десять километров — и так каждый день в любую погоду, в снег и дождь. У меня есть несколько подруг — моих ровесниц, которые живут в таком ритме, и я понимаю, где и когда в них была заложена эта программа.
Почему еще роль Аси мне так близка, понятна и интересна? Потому что я тоже в свое время вставляла в папин магнитофон кассеты, включала на полную громкость огромные папины полуметровые колонки, открывала окна и устраивала дискотеку для всех своих друзей. И мы танцевали во дворе днем и вечером, пока нас не разгоняли соседи. Так что фанатская жизнь под аккомпанемент группы «Иванушки» мне тоже знакома.
— «Иванушки», ставшие абсолютными кумирами, участвовали в съемках. Какие они оставили о себе впечатления?
— Самые добрые. В первый съемочный день, когда ребята появились на площадке, ко мне подошел Кирилл Андреев. Мы познакомились, очень любезно пообщались, он попросил: «Аня, мы никогда в жизни не снимались в большом кино. Огромное количество клипов не в счет, это все не то, здесь настоящий полный метр, который покажут в кинотеатрах на огромных экранах. Чтобы все получилось, нам очень нужна ваша помощь, поэтому, пожалуйста, подсказывайте нам по-дружески с Агатой и Олей, что делать, как быть».