Кому-то выпадает найти его в двадцать лет, кому-то в сорок... Родив дочь, я перестала принадлежать себе. И до ее совершеннолетия только она будет решать, выходить ли мне замуж. Недавно Маша это услышала и сказала: "Не волнуйся, я пораньше поумнею".

Караван историйСтиль жизни

Анастасия Мельникова. Женское счастье

Кому-то выпадает найти его в двадцать лет, кому-то в сорок... Родив дочь, я перестала принадлежать себе. И до ее совершеннолетия только она будет решать, выходить ли мне замуж. Недавно Маша это услышала и сказала: "Не волнуйся, я пораньше поумнею".

Беседовала Наталья Черных

— Никогда не вру своему ребенку — это главный принцип наших отношений. Уверена, что Маша со мной тоже честна. Однажды вечером я хотела уехать. Дочке было лет пять, и она знала: мама либо рядом, либо на работе. Оттого спросила:

— Ты на съемки?

— Нет, пригласили в ресторан.

Уложила ребенка, она меня поцеловала:

— Только, пожалуйста, веди машину осторожно.

Мне говорили, что дочке рано рассказывать о своих планах. Уехала — и все! Но я не считаю нужным выдумывать истории о неотложных делах — предпочитаю говорить правду. Мы встретились глазами, и Маша поняла: если меня пригласили и я согласилась — значит, мне это нужно. Еще дочь знает: прежде всего я живу ее интересами. Говорят, что тем самым я жертвую своей личной жизнью, осуждают за это. Но я ни в чем себя не ущемляю. Напротив, получаю огромное удовольствие от того, что весь мой мир крутится вокруг Мани. Сегодня ей уже четырнадцать. Сколько нам осталось этого неразрывного, погруженного друг в друга совместного существования? От силы лет пять. Потом дочь вырастет и у нее начнется самостоятельная жизнь.

Если завтра скажу: «Хочу замуж! Не могу больше ждать, давай жить большой семьей» — Маша согласится. Но я знаю, что в этот момент она пересилит себя. А я так не хочу: жить и знать, что ребенку пришлось через себя переступить. Что ж, возможно, никто не захочет ждать. Ничего не поделаешь: это жизнь.

— А что вы ответили, когда Маша впервые спросила, где ее папа?

— Сказала правду. Как было. Дочка — единственная, кому известно все. Кто в нашей истории прав, кто виноват — пусть решает сама. Но не могу советовать действовать так же другим родителям. Маша все услышанное восприняла адекватно. А кого-то из детей подобная родительская откровенность может испугать.

 Фото: Лидия Верещагина, визаж: Екатерина Селезнева

Сейчас у меня в жизни все складывается хорошо. Всегда старалась внушить дочери, что неполная семья — отнюдь не катастрофа. Маша знает, что окружена множеством обожающих ее родных. Но идеал — это как было в семье моих мамы и папы. И стремиться надо к этому.

— Воспитываете Машу в том же духе, что и вас?

— Нас с братьями никогда не учили, как надо держать ложку и вилку, как сидеть, как разговаривать. Главным было воспитание чувств. Подруги детства признаются: «Помним, как на праздниках в вашем доме выставляли огромную корзину с конфетами. Но вы втроем никогда не подбегали к ней, пока угощение не попробуют гости». Родители дали нам главное: понимание, что человек живет не для себя. Они не поучали, не отчитывали. Просто поступали так, что становились для детей лучшими во всем.

 Фото: из архива А. Мельниковой

Папы Рюрика Александровича не стало в шестьдесят девять лет в одну секунду. Абсолютно здоровый мужчина вдруг упал, и его сердце остановилось. Убеждена: папа просто раздал его людям. Он был хирургом-онкологом, блестящим врачом. Его нет уже двадцать два года. Совсем недавно я встретила женщину, чей муж тридцать семь лет живет после операции, которую сделал папочка.

Мама Елена Олеговна — тоже оперирующий хирург, гинеколог, могла сделать серьезную научную карьеру. Но она так расставила приоритеты, что на первом месте всегда была семья. И отложила занятия наукой на годы. Зато и мы, дети, и наш папа постоянно были окружены вниманием. Мама все успевала. По утрам обязательно готовила семье завтрак, причем каждому — именно то, что он любил. Папа уезжал на работу к девяти утра. Мама начинала всего на полчаса позже. Их клиники стояли рядом в поселке Песочном, где у нас целый онкогород. Никогда не забуду, как поехала однажды с мамой на работу: нужно было сдать какие-то анализы. На улице зима. Садимся в машину, папа трогается с места, и только тут мама выдыхает: «Ф-у-у-ф! Кажется, успела». Это о том, что и на сей раз она чудом переделала все дела по дому, накормила мужа и детей и не опаздывает на работу. А потом мама... достала из сумки части своего костюма и начала надевать их прямо в машине. Утром на это просто не хватило времени! Причесывалась, подкрашивалась она уже в клинике.

 Фото: из архива А. Мельниковой

Родители воспитывали нас своим примером. На мамином прикроватном столике всегда лежали «Закон Божий» и Библия. И крестили нас не тогда, когда это стало модным, а сразу после рождения. В СССР церковь была под негласным запретом: коллеги родителей о крестинах не знали. Иначе папа с треском вылетел бы с работы. Он искренне верил в Бога, носил крестик. Но при этом вступил в партию — в противном случае ему не дали бы создать уникальную клинику и спасти огромное число жизней. Он не беспринципность проявил — пошел на компромисс ради пациентов. И кстати, когда все в какой-то момент от партии отреклись, остался в ее рядах до конца.

— Машу вы крестили?

— Конечно. В храме на Конюшенной площади. Дочка ходит со мной на причастие. Не каждую неделю, раз в несколько месяцев. Ведь воскресенье — единственный день, когда она может подольше поспать. Но иногда просит: «Мама, разбуди меня завтра, пожалуйста. Я должна пойти в храм исповедаться». Сейчас она начала читать взрослую Библию: по главе в день. Если что-то не понимает, пишет своему духовному наставнику — отцу Владимиру. Они общаются в Сети. Он живет далеко, в Макарьевском монастыре, поэтому видимся редко.

Крестные дочки — мой младший брат Саша и Светлана Кармалита, вдова Алексея Германа. С Германами наша семья соединена даже не дружбой — родственной связью. Мы с дядей Лешей — крестные моей племянницы Сашки. А много лет назад, когда родился замечательный режиссер Алексей Герман — младший, его крестным отцом стал мой папа. Мы жили в одном доме, с Лешенькой росли вместе... Пережить уход дяди Леши у меня не получается. Он был частью семьи. Говорят, пройдет время и станет легче, незаменимых людей нет. Но папа, который давно не с нами, для меня незаменим. Как и дядя Леша.

Машу крестили в младенчестве. Крестными стали мой младший брат Саша и Светлана Кармалита, жена режиссера Алексея Германа. С Сашей, Маней и Алексеем Юрьевичем

Я договаривалась об отпевании Алексея Юрьевича, о том, чтобы в монастырях каждый день молились об упокоении его души. Герман был исключительной фигурой в киномире. Оставил после себя школу. Ни одного дня на съемочной площадке он не существовал без учеников. Большинство режиссеров так не поступают — опасаются, что талантливая молодежь их задвинет. А Герман точно знал: его ниша так за ним и останется. Вне зависимости от того, пролежит фильм двадцать лет на полке или нет, оценят ли картину современники. Талантливому ученику Алексей Юрьевич передавал не только душу и ремесло: в тяжелые девяностые годы он искал деньги на дебютные фильмы. Мало кто так жил. Алексей Балабанов и Ирина Евтеева — режиссеры, признанные на мировых фестивалях, — получили возможность снять кино благодаря дяде Леше. Он находил деньги, доказывал, кричал, наживал врагов. А в нашей профессии поддержка очень важна. О том, какой величиной в кино был сам, и говорить не стоит. Когда на Каннском фестивале зрители не приняли картину «Хрусталев, машину!», Алексею Юрьевичу принесли свои извинения ведущие кинокритики Франции. Многие из них называли фильм величайшим произведением искусства. Я благодарна судьбе за то, что подарила мне встречу с дядей Лешей и тетей Светой. И родители всегда относились к ним с теплотой и нежностью.

С Александром Половцевым, Алексеем Ниловым, Сергеем Селиным и Михаилом Трухиным в сериале «Улицы разбитых фонарей» мы снимаемся больше двадцати лет. В эфир вышло уже пятнадцать сезонов
 Фото: из архива А. Мельниковой

Папа женился только в сорок один год и молодость провел довольно бурно. Он был честен со своими дамами, в том числе замужними, ничего не обещал. Но всю жизнь сопровождал всех их детей. Всем помогал. Есть шутливая семейная легенда, что после смерти бабушки мама разбирала фотографии и вдруг увидела меня... шестнадцатилетнюю. Если учесть, что мне тогда едва исполнилось девять, эта девочка была очень на меня похожа — как старшая сестра. «Смотрю на фото, фамилию на обороте, начинаю сопоставлять факты и все себе придумала... — рассказывала, смеясь, мама. — Вот почему эта девочка сразу поступила в университет. Вот отчего она бывала в гостях у мамы Рюрика». Может, бабушка что-то и знала, но семейных тайн не раскрывала. А мы могли только догадываться, что было на самом деле. Возможно, все это просто наши фантазии...

Родители научили, что нужно быть терпимыми и добрыми. Вне зависимости от того, кровные родственники или не кровные, чужие дети или свои. Ведь даже посторонним может потребоваться твоя помощь. Сегодня я не только актриса, но и депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга. Ко мне на прием приходят со своими бедами. В последнее время особенно много тех, кого обманули, отняв квартиру. Сидят и плачут: «Мы бомжи, нам нечего есть, — и тут же бросают обвинения в мой адрес, — а вы живете в хоромах на Марсовом поле...» Я понимаю, что это несправедливо и человек говорит так от отчаяния. А дома все равно плачу. Машка просит: «Мама, откажись от этой работы, не иди на следующий срок». Но мне важно чувствовать, что хоть кому-то удается помочь.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Евгений Леонов боялся только одного: потерять жену Евгений Леонов боялся только одного: потерять жену

О Евгении Леонове вспоминали люди, знавшие его по гастролям, съемкам, театру...

Караван историй
В режиме «не беспокоить»: что такое синдром цифровой усталости, чем он опасен и как с ним бороться В режиме «не беспокоить»: что такое синдром цифровой усталости, чем он опасен и как с ним бороться

Как зумеры столкнулись с выгоранием от бесконечного скроллинга социальных сетей

Правила жизни
Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет солнце!

Atraversia — серийная моторная яхта с чисто электрической установкой

Y Magazine
Футбольный бог из машины Футбольный бог из машины

О работе ИИ, который подбирает потенциальных новичков в футболе

Ведомости
Переходи на зеленый Переходи на зеленый

Мода на экосексуальность и привычки, полезные для тебя и для природы

Лиза
Почему телефон долго заряжается: 8 самых популярных причин Почему телефон долго заряжается: 8 самых популярных причин

Все случаи, следствием которых может стать медленная зарядка аккумулятора

CHIP
Варя Семак Варя Семак

Зин по сверхновому искусству Петербурга от художницы Вари Семак

Собака.ru
Отключили мобильный интернет: новая реальность российского цифрового пространства Отключили мобильный интернет: новая реальность российского цифрового пространства

Кто страдает от отключений интернета и как бизнесу адаптироваться к этому

Inc.
Эта привычка может повысить риск развития деменции на 43% Эта привычка может повысить риск развития деменции на 43%

Употребление большого количества сахара может повысить риск развития деменции

ТехИнсайдер
Нейробиолог назвал привычку, объединяющую гениев. А у вас она есть? Нейробиолог назвал привычку, объединяющую гениев. А у вас она есть?

Настоящий прорыв мысли начинается в тишине и одиночестве

Maxim
На своем языке На своем языке

Как говорить, чтобы тебя услышали: техника осознанной речи

Лиза
«Хотеть пять звезд, спа и три ресторана — это не стратегия». Президент Cosmos Hotel Group — об ошибках начинающих отельеров «Хотеть пять звезд, спа и три ресторана — это не стратегия». Президент Cosmos Hotel Group — об ошибках начинающих отельеров

Каких ошибок следует избегать отельеру и почему за малыми городами будущее?

Inc.
Гарт Штапаков Гарт Штапаков

Что волнует непо-бейби петербургской арт-сцены Гарта Штапакова

Собака.ru
«Если никто не спрашивает, то и отвечать не нужно» «Если никто не спрашивает, то и отвечать не нужно»

Карл Густав Юнг о том, что он узнал о людях

Weekend
Приманка для зумера: почему у молодежи меняется мотивация и как с этим работать Приманка для зумера: почему у молодежи меняется мотивация и как с этим работать

Как работодателям правильно воспринимать новые тенденции мотивации сотрудников

Forbes
Лекарство от уныния: как философия помогает бороться с тревогой и внутренней пустотой Лекарство от уныния: как философия помогает бороться с тревогой и внутренней пустотой

Почему в мире бесконечных возможностей мы все чаще чувствуем тревогу, пустоту?

Forbes
Напиши мне, напиши: как сервисы e-mail будут бороться с мессенджерами Напиши мне, напиши: как сервисы e-mail будут бороться с мессенджерами

Как сервисы электронной почты будут удерживать пользователей?

Forbes
Разложение и изложение Разложение и изложение

«Саван» — очередной самый неоднозначный фильм Дэвида Кроненберга

Weekend
«Налоговая лазейка» и верные клиенты: как Джеффри Эпштейн сделал свое состояние «Налоговая лазейка» и верные клиенты: как Джеффри Эпштейн сделал свое состояние

Хотите узнать способ, благодаря которому Джеффри Эпштейннакопил свое состояние?

Forbes
«Рапунцель» и «Румпельштильцхен»: как сказочницы сочиняли совсем не детские истории «Рапунцель» и «Румпельштильцхен»: как сказочницы сочиняли совсем не детские истории

О шести сказочницах, которые говорили о женской судьбе

Forbes
Можно ли плавать в Apple Watch: разбираемся в нюансах умных часов компании Можно ли плавать в Apple Watch: разбираемся в нюансах умных часов компании

Можно ли плавать в Apple Watch? Давайте разбираться. Нюансов здесь хватает

ТехИнсайдер
Анализ ДНК выявил болезнь, погубившую солдат Наполеона во время войны 1812 года Анализ ДНК выявил болезнь, погубившую солдат Наполеона во время войны 1812 года

Традиционное представление, что армию Наполеона погубил сыпной тиф, опровержено

ТехИнсайдер
«Не слияние, а бордель»: как создатели «Южного парка» стали миллиардерами «Не слияние, а бордель»: как создатели «Южного парка» стали миллиардерами

Как мультсериал для взрослых о четырех мальчиках стал прибыльным феноменом?

Forbes
Без паники Без паники

Как не дать гиперответственности превратить жизнь в постоянный стресс

Лиза
Едем в Гагры? Едем в Гагры?

Самые популярные курорты СССР, где отдыхали наши бабушки и дедушки

Лиза
На веки ваши На веки ваши

Как ухаживать за кожей вокруг глаз?

Лиза
Полет Fram2 Полет Fram2

Командиром этого полета был Ван Чунь – миллионер, оплативший полет участников

Наука и техника
Как Гарвард придумал систему отбора из-за неприязни к евреям и зачем ему спортсмены Как Гарвард придумал систему отбора из-за неприязни к евреям и зачем ему спортсмены

Какие механизмы ведут к сдвигам в поведении и убеждениях людей?

Forbes
Точное определение Точное определение

От идеи журналиста до легенды футбола: история Суперкубка УЕФА

Ведомости
Почему дети не понимают эмоции взрослых Почему дети не понимают эмоции взрослых

Ученые выяснили, почему дети часто неправильно интерпретируют эмоции взрослых

ТехИнсайдер
Открыть в приложении