Каким получился сериал «Зулейха открывает глаза»
Кинокритик Ярослав Забалуев посмотрел первые серии сериала «Зулейха открывает глаза» и теперь рассказывает, почему желание добиться историчности и масштабности повествования порой приводит не к тем результатам, к которым стремились авторы.
Залог долгого и успешного существования на рынке (даже таком специфическом, как российский) часто заключается в том, чтобы найти свою нишу и не слишком дергаться. Канал «Россия 1» вот уже 18 лет предпочитает не пускаться в эксперименты, а раз в год выдавать зрителю масштабные, богатые экранизации популярной литературы. Началось все в 2003-м году с «Идиота» Владимира Бортко и продолжается до сих пор с переменным успехом. Настоящих побед в этом отношении у канала было, если по гамбургскому счету, две — собственно, «Идиот» и отступившая от генеральной линии «Ликвидация», которая, не имея в основе литературного фундамента, была во многом ремиксом говорухинского «Места встречи» (которое в свою очередь как раз опиралось на роман братьев Вайнеров). За без малого два десятилетия на канале успешно перебрали множество достойных образцов, и вот после «Жизни и судьбы» и «Тихого Дона» Сергея Урсуляка решили обратиться к современным бестселлерам. Первой ласточкой стало «Ненастье» по Алексею Иванову, скоро зрителей ждет экранизированная Александром Велединским прилепинская «Обитель», ну, а сейчас ставка сделана на сериал «Зулейха открывает глаза» по бестселлеру Гузель Яхиной.
В книге Яхиной про превращение безвольной татарки Зулейхи в сильную женщину на фоне коллективизации и войны есть важный для сериалов «России 1» ревизионистский элемент. Литературный материал здесь дает возможность по-новому взглянуть на очередной острый период русской истории (неострых в ней, впрочем, вообще не слишком много). Именно с этого взгляда сериал и начинается. Безмолвная Зулейха (Чулпан Хаматова) живет с мужем Муртазой и его слепой матерью Упырихой. Ее третируют и мучают, она бесконечно рожает дочерей, которые немедленно умирают. Жизнью все это назвать крайне