Как женщины начали шутить и почему никак не могут остановиться?
Мальчики шутят, девочки смеются, но ни в коем случае не наоборот. Откровенно глупый стереотип о том, что женщины и юмор несовместимы, формировался в нашей культуре веками. Если на Западе женщины, выступающие со стендапом, уже давно никого не удивляют, то в России всё стало меняться только последние несколько лет. Сегодня на комедийной сцене часто появляются свежие лица, а про судьбу женщины-комика даже вышел новый сериал на «КиноПоиск HD» — «Я не шучу». Мы решили разобраться, откуда растут ножки женского стендапа в России и почему женский юмор такой смешной.
В ХХ веке на черно-белых экранах зрители часто встречали комичных женских персонажей. Очаровательные и забавные героини советских фильмов были настолько популярны, что их роли растаскивали на цитаты. Чего только стоит Тося Кислицына из «Девчат», которая произносит гениальную крылатую фразу: «Знаешь, мам Вер? Я вообще решила замуж не выходить! Одной спокойнее, правда? Хочу — халву ем, хочу — пряники». Или, героиня фильма «Любовь и голуби» Раиса Захаровна, которая парирует своей сопернице: «Ну почему же крашеная? Это мой натуральный цвет». В общем, женский юмор в повседневной жизни существовал всегда, но на эстраде в разговорном жанре долгое время выступали только мужчины.
Так продолжалось до появления в 70-х годах на советской сцене Клары Новиковой. Артистка разговорного жанра, пожалуй, единственная из советских женщин занималась чем-то похожим на стендап. Она выходила на сцену в разных образах (от утонченной советской актрисы до старухи с богатым прошлым) с небольшими юмористическими монологами. Самый популярный образ Клары — любимица публики одесситка тетя Соня, вечно попадающая в удивительные и забавные ситуации: то юную дочку замуж выдает, то ищет себе яйцеклетку. Конечно, большинство текстов для актрисы писали специальные авторы (в основном, мужчины), а она лишь филигранно исполняла роль, но все же, именно Новикова открыла дорогу в юмор представительницам «слабого пола».
Кстати, не стендапер, но великий в истории женского юмора человек — Фаина Раневская как-то сказала: «Женщины — не слабый пол, слабый пол — это гнилые доски». Она не была открытой феминисткой, но неоднократно выступала против сексизма и говорила о женском достоинстве. Язвительная, острая на язык и прямолинейная актриса — Раневская прославилась не столько благодаря своим ролям в театре и кино, сколько благодаря мемуарам и остроумным афоризмам.
В 80-е на советском телевидении появляется юмористическая программа «Аншлаг». Здесь, помимо Клары Новиковой, выступают Елена Воробей и Елена Степаненко. Правда Воробей больше запомнилась зрителю своими нарочитыми и вульгарными пародиями на эстрадных певцов, а Степаненко репризами с бывшим мужем, в которых исполняла роль маленькой девочки. В общем, «Аншлагу» «перевернуть игру» не удалось, даже несмотря на то, что продюсером и идейным вдохновителем передачи была женщина — Регина Дубовицкая. Мужчины все еще были популярнее и казались публике гораздо «смешнее» женщин. Главными звездами на концертах «Аншлага» были Юрий Гальцев, Евгений Петросян и Владимир Винокур, к ним же выстраивались огромные очереди за автографами.
Новый юмористический «бум» случился в 90-е, когда на экраны вышел возрожденный КВН (прим.ред. — программу несколько раз закрывали). Именно на этой сцене выросли современные королевы комедии, имена которых знакомы всем. Заметные «выпускницы» КВН: Татьяна Лазарева, Мария Кравченко, Елена Борщева.
Правда в Клубе Веселых и Находчивых женщинам зачастую отводились второстепенные роли: они пели, танцевали и немного шутили, а точнее — подшучивали. Пока центральными исполнителями оставались мальчики, девочкам доставались роли злых тещ, ревнивых невест, чьих-то жен и прочих стереотипных персонажей. Не исправило ситуацию даже появление женских команд. Ведь шутки для них продолжали писать мужчины, которых среди КВН-овских авторов было заметно больше. Возможно, именно поэтому в центре внимания чаще оставались «боли» и проблемы «сильного» пола.