Обуть готов!
Дефицит мгновенно повышает спрос — тинейджеры из частных школ Нью-Йорка усвоили этот урок лучше остальных, делая бизнес на модных кроссовках, выпускаемых ограниченными сериями
Некоторые родители замечают тревожные признаки в поведении подростков: тайная переписка и приглушённые телефонные переговоры, неизвестно откуда появившаяся наличность, постоянно возникающая необходимость «выйти встретиться с другом»... А вдруг сын стал дилером? Возможно. Но это не то, о чём они думают.
Речь не о наркотиках, а о новинках 2019 года — кроссовках. Новая поросль предприимчивых молодых людей легально зарабатывает на рынке моды. Один из таких школьных предпринимателей — 15-летний Митчелл Созио. Его семья живёт в Верхнем Ист-Сайде неподалёку от Пятой авеню. В просторной квартире под его коллекцию сникеров отведён целый шкаф. Две башни из обувных коробок громоздятся высоко под потолок. По правде говоря, шкаф — не совсем точное слово. Это скорее храм хайповой обуви — в том смысле, который вкладывают подростки в слово «хайповый»: то есть достаточно крутой для того, чтобы привлечь внимание прохожих или — ещё важнее — получить лайки в соцсетях. Созио и его друзья мгновенно узнают в невзрачных коричневых картонках коробки от Yeezy — линейки кроссовок, разработанной рэпером Канье Уэстом для adidas. «Эти коробки идут в дело, когда появляется новая модель», — объясняет Созио. На нём чёрная майка James Perse и штаны Nike — одежда в стиле спортивного минимализма оттеняет сияние кислотно-жёлтых кроссовок. «У меня остаётся всего несколько пар. Обычно я сразу их продаю, потому что люди делают предзаказы».
День выдался напряжённым — только что случился повторный релиз попу-лярной модели Yeezy 350V2s, выпущенной в 2016 году. «Сегодня я просто разрывался между школой и заказами», — говорит Созио, ученик престижной Birch Wathen Lenox School.
Он научился извлекать выгоду из бизнес-модели Yeezy, которая построена на выпуске крайне ограниченных партий обуви по системе дропов, — товар поступает буквально по капле, часто без всякого объявления, и нужно успеть заказать его онлайн. Когда же о релизе объявляют заранее, вокруг этого события начинается ажиотаж, выливающийся в битву: кто первый пришёл, того и кроссовки, в основном побеждает молодость. Часто сникеры распродают за несколько секунд. Начиная с 2015 года Канье Уэст и adidas внедряют тонко продуманную гамму силуэтов и цветовых решений, заставляя интернет биться в конвульсиях сникерной горячки. Пара кроссовок Yeezy для мужской подростковой моды стала эквивалентом сумки Birkin: это не просто модный аксессуар, а несомненный символ социального статуса. На возникшем рынке перепродаж Созио и ему подобные торгуют обувью по сильно взвинченным ценам, иногда получая за пару сникеров в 10 раз больше их отпускной цены в $200.
Для Созио всё началось меньше трёх лет назад, когда произошёл взрыв популярности сникеров и хайповой одежды. «Я начал обращать внимание на Yeezy, — вспоминает Созио. — Мне очень хотелось такие сникеры. Это была мечта всех ребят в моём классе. Если у тебя были такие кроссовки, притом настоящие, ты был в топе». Тогда ему удалось заполучить от дилера Yeezy Boost 350 Pirate Black. Кроссовки на его ногах выглядели лучшей рекламой бренда, и когда одноклассники стали просить его достать им такие же, у него появилась мысль сделать на этом бизнес. Кто-то видел в Yeezy крутые сникеры, а Созио увидел в них кучу долларов.