Иван Яковенко: Кто, как и зачем снимает короткометражное кино
Видеоконтент очень быстро меняет площадки, включаясь в нашу жизнь через лэптопы, экраны смартфонов, мониторы, и приобретает новые форматы: мы смотрим веб-сериалы в инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), к альбомам новых исполнителей выходят целые музыкальные фильмы, для модных брендов снимают имиджевые ленты любимые режиссеры. Полнометражное кино расширяется до многочасовых марафонов и сужается до ставшего популярным и массовым короткого метра. О том, что происходит с последним — короткометражным кино, рассказывает генеральный продюсер продакшена Bosfor Pictures Иван Яковенко
Что такое короткий метр
Еще несколько лет назад «короткие» фильмы аккумулировались в видео-плей-листах во «ВКонтакте», сейчас их удобно смотреть на онлайн-платформах типа Netflix, «Кинопоиска» и т. п. Короткий метр — это целый мир: возможность для начинающих режиссеров, удобный для смартфона формат, отличный контент для социальных сетей. Хотя, когда мы создавали продакшн Bosfor Pictures и переходили от формата рекламы и клипов к киноформатам, мы даже не думали о короткометражках — хотели сразу перейти к полному метру или сериалам. В нашей команде не было никого, кто разбирался бы в полнометражных лентах, и поэтому мы решили начать с «простого формата». Тогда в киноиндустрии существовало мнение, что короткометражное кино — это, скорее, про студенческие работы, история малобюджетная или совсем некоммерческая. И дело не в серьезности и толщине папки «Сценарий», а в хронометраже: в короткий метр обычно попадают проекты до 30–40 минут. Хотя разные фестивали и площадки определяют его по-разному: «Кинотавр», например, принимает работы до 25 минут, Берлинский кинофестиваль берет работы и большего хронометража.
Основная задача короткого метра — «высказаться», а режиссера — заявить о себе. Это отличный формат для отработки и демонстрации художественного языка, подходов, взглядов автора, к тому же он точно требует меньшего бюджета, а критики приветствуют экспериментальные подходы. Кстати, на «Кинотавре» в этом сентябре было несколько короткометражек от уже состоявшихся режиссеров Резо Гигиниешвили и Наташи Михалковой. Интерес звездных авторов кино к «малому» формату объясняется просто: короткий метр воспринимается и потребляется на профессиональном уровне, его показывают на фестивалях и он привлекает внимание экспертов, продюсеров и достигших определенных высот коллег.
Для кого создают работы в этом формате — для режиссера, продюсера или зрителей?