Жерар Салама: «50 лет – возраст, когда женщина должна быть полна энергией»
Вредна ли гормональная контрацепция? Правда ли, что ЭКО может вызывать рак? Каков современный взгляд на менопаузу? На самые актуальные вопросы о женском здоровье отвечает знаменитый французский гинеколог.
Доктор Салама, вы более 10 лет путешествуете между Москвой и Парижем. В чём разница между француженками и россиянками?
Я как раз пишу об этом книгу. Различия начинаются прямо с порога. Француженка знает, что на консультацию с гинекологом даётся не более 20 минут, поэтому, как только она зашла в кабинет, начинает снимать одежду. Причём практически сразу раздевается полностью. И это не манифестация фривольности – просто дамы знают, что врач обязан провести пальпацию молочных желёз, прощупать живот и лимфоузлы. Далее француженка начинает рассказывать о себе – она практически всегда недовольна и мило сетует на свою неидеальную жизнь. Но как только гинеколог приступает к комментариям её анализов, дама вся превращается в слух, потому что собственное здоровье для неё – святое. Как только француженка слышит, что её небольшой дискомфорт – явление временное и решается курсом вагинальных свечей и несколькими таблетками, она перестаёт волноваться. Доктор сказал, что всё будет хорошо – значит, так и будет. Тема закрыта. Русские дамы очень многого боятся. Они опасаются идти к врачу, потому что он может обнаружить неизлечимую болезнь. Многие женщины не обращают внимания на дискомфорт во время месячных, ПМС или симптомы менопаузы, объясняя это так: «Ничего не поделаешь, природа». Они привыкли доверять прежде всего себе. Поэтому после посещения врача русская дама может прочитать отзывы о назначенном ей лекарстве, сравнить возможные побочные эффекты и даже поменять схему лечения. Другие, имея негативный опыт общения с гинекологом в прошлом, решают и вовсе больше не связываться с врачами и мужественно терпеть. Ну и, конечно, россиянки по-прежнему относятся с недоверием к гормональным препаратам.
А француженки относятся к ним по-другому?
Француженки привыкли планировать свою жизнь. Это значит, что абсолютное большинство пациенток сами требуют выписать им лучший вариант контрацепции. Они не боятся гормонов – их матери принимали оральные контрацептивы долгие годы, что не помешало им выносить и произвести на свет не одного, а нескольких детей. Уже много лет Франция является лидером по рождаемости в Европе – почти у каждой женщины здесь не менее двух детей. Желание контролировать свою репродуктивную функцию отчасти объясняется теми десятилетиями, когда в довольно консервативном французском обществе девочек воспитывали как будущую мать большого семейства. Вплоть до 60-х годов прошлого века многие француженки были домохозяйками.
Появление препаратов контрацепции дало женщине право выбирать, когда родить ребёнка и кто станет его отцом.
Многие врачи с недоверием относятся к гормональным контрацептивам. Взять хотя бы потенциальный риск развития рака и бесплодия...
Противозачаточные гормональные препараты не задерживаются ни в органах малого таза, ни в каких-либо других внутренних органах. Во время приёма контрацептивов яичники женщины находятся в «выключенном состоянии». После отмены оральных контрацептивов происходит полное восстановление фертильности в течение месяца, максимум двух. Самые первые препараты с гормонами появились в 50–60-е годы прошлого века и были очень жёсткими из-за большого содержания гормона эстрадиола, который провоцировал проблемы с кровообращением, боль в сосках, мигрень, набор веса. Сегодня дозировка эстрадиола в 5 раз меньше. Поэтому вероятность развития рака минимальна, если не принимать контрацептивы 30 лет без перерыва. Кроме того, ни один профессиональный врач не выпишет противозачаточные средства, не проведя первичную консультацию, осмотр и не посмотрев анализов крови.