Секс-аддикция — диагноз или повод для гордости?
Сексуальная аддикция как основа сюжета все чаще возникает как в фильмах и литературе, так и в покаянных речах известных мира сего. С одной стороны, вынесение явления в спектр диагнозов снимает с него стигму и позволяет осуществлять (и предоставлять, что немаловажно для медицинского бизнеса) платную помощь страждущим. С другой стороны, появление диагноза часто имеет обратный эффект, а именно — идентификацию с диагнозом вместо решения конкретных проблем.
Что касается сексуальной зависимости, сексуальной аддикции, гиперсексуального расстройства или компульсивного сексуального поведения — единогласия в этой области нет вообще. Так, при последнем пересмотре списка ментальных заболеваний DSM-5 Американская ассоциация психиатров отказалась включить сексуальную зависимость в список аддикций на том основании, что не обладает достаточным количеством эмпирических данных для этого шага.
Споры по этому поводу сводятся к определению аддикции. Узкое клиническое определение предлагает Американское медицинское общество лечения аддикций (ASAM): «Аддикцией (зависимостью) может считаться ведущее, хроническое заболевание мозга, связанное с нарушением циклов награды, мотивации и памяти. Дисфункция данных циклов приводит к характерным биологическим, психологическим, социальным и духовным проявлениям. Без лечения или восстановления аддикция прогрессирует и может заканчиваться инвалидностью или смертью».
«Я могу однозначно заявить, что сексуальной зависимости не существует», — пишет доктор наук и секс-терапевт Иэн Кернер, автор книги She Comes First. Ему вторит Дэвид Лей, доктор наук и автор книги «Миф сексуальной аддикции»: «В отличие от наркоманов, те, кто погружается в компульсивное сексуальное поведение, не испытывают физической потребности в сексе и не будут переживать синдром отмены, ломку, повышенное давление или недомогание, если не получат секса».
С другой стороны, игровая зависимость как раз была включена в реестр DSM-5 несмотря на то, что она так же несравнима с зависимостью от алкоголя или наркотиков. Возможно, включение в реестр сексуальной аддикции — просто вопрос времени.
За более широкое понимание аддикции выступают не менее заслуженные клиницисты. Доктор наук и сертифицированный терапевт сексуальных аддикций терапевтического центра Center for Healthy Sex Александра Кэтехэкис считает, что «классическая сексуальная аддикция базируется на травме — например, от эмоционального или физического абьюза или безнадзорности в детстве». «Травмированный человек может ощущать себя "мертвым внутри" и искать саморазрушительные практики, чтобы почувствовать хоть что-то», — поясняет она.