Юлдус Бахтиозина
Главная царевна современного искусства превращается из художника в кинорежиссера возвращает в моду русские сказки, и дебютирует с фильмом «Дочь рыбака».
Важная особенность твоего художественного метода — это работа с визуальными кодами русской культуры, которые ты в своей особенной манере интерпретируешь в фотографиях. Теперь ты продолжаешь эту линию еще и как режиссер — в первом игровом фильме «Дочь рыбака». Символы русской культуры действительно так вдохновляют?
Когда я только начинала снимать по мотивам русских сказок, передо мной стояла задача их переосмыслить. Фантазии, которые сложились в моей голове в течение этого процесса, стали для меня настолько органичны, что теперь естественным образом появляются во время работы. Но это не значит, что я хочу ассоциироваться у людей исключительно с русскими сказками. Я работаю и с другими темами, просто так получилось, что мой дебютный фильм аккумулировал в себе все мои фольклорные истории и даже некоторых персонажей, которые перекочевали в него из моих фотографий. И большая часть героев фильма — это ребята, с которыми я когда-то работала. Я никогда не скрывала, что меня вдохновляют люди, которые проходят у меня по категории «однажды сломленные, гораздо могущественнее всех остальных». Именно в таких людях есть система преодоления, заложенное в глубины их сознания желание идти против течения, желание сражаться, потому что они — борцы.
Очевидно, что ты сама — борец. Сложно представить, как ты решилась на волшебное преображение — из успешного художника в молодого режиссера?
У меня произошло, как принято сейчас говорить, обнуление. Я прошла долгий путь становления как художника, а сейчас захожу в мир, где меня никто не знает, и начинаю все с нуля. Как будто я снова оказалась в сюжете моего фильма! Это интересно, волнительно, безусловно страшно, как шагнуть в пропасть или как зайти в черную комнату, где тебе надо с завязанными глазами устроить вечеринку. Я решилась на это, потому что не боюсь экспериментировать и брать на себя ответственность за результат. Я не боюсь, что меня могут закидать тухлыми помидорами. Иначе как я узнаю, хорошо ли получилось?
А получилось так, что ты практически совершаешь революцию в российском кинематографе, представляя фильм абсолютно не характерный для отечественной традиции — без визуального уныния и древнерусской тоски, насыщенный радостью жизни и местными красотами (и красотками).