Как Вологда стала центром производства дешевых вездеходов из бэушных деталей
На производственной площадке, зажатой между гаражами, автосервисом и молокозаводом, выпускают самый дешевый в России вездеход. Всего за 165 000 рублей покупатель получает аппарат с переломной рамой, сравнимый по своим ходовым качествам с вездеходной техникой стоимостью в несколько миллионов рублей. Вологодский ЗИС-5, за исключением китайского двигателя, почти полностью собирается из бывших в эксплуатации деталей и шин от российских автомобилей. В зависимости от сезона предприятие продает от 80 до 200 машин в месяц. Forbes разобрался, откуда взялось вологодское машиностроительное чудо.
Они не боятся бездорожья, способны плыть по воде и перемещаться по местности с самым сложным рельефом. Производителей машин аналогичной конструкции в Вологде уже с десяток, и спрос не ослабевает.
Московский дилер вездеходной техники Илья Третьяков впервые увидел вологодскую примитивную машину с переломной рамой на охоте. «Восемь лет назад я продавал технику с ценой более миллиона рублей. Но как-то на охоте увидел, как ребята на такой штуке просто творили чудеса на бездорожье, — рассказывает Третьяков. — Поехал посмотреть на производство где-то в 4:00, а там уже перед воротами толпа желающих поработать. Приехал человек, ткнул пальцем в пятерых — вот вы, остальные свободны. Задача: до обеда сделать 15 штук. С «Камаза» сваливают ржавые мосты с коробками передач, хватают их, сваривают, прикручивают к раме, один с ведром краски ходит и прямо по ржавчине красит. Вот такая была сборка».
Главное отличие дешевых вологодских вездеходов, прозванных в народе «каракатами», — большие шины низкого давления, полный привод и рама с узлом перелома, которая позволяет держать сцепление с дорогой всеми колесами при прохождении сложного рельефа.
Кто первым придумал эту конструкцию, неизвестно. «Кто-то у кого-то увидел и решил сделать лучше», — примерно так описывают начало своего бизнеса производители «каракатов» в Вологде. «Журнал «Моделист-конструктор» за 1967 год, если я не ошибаюсь, писал о вологодской, кстати, амфибии-переломке, с нее все это дело и пошло», — считает Третьяков.
Сейчас его компания «Мастер-техно» в разделе «Вездеходы 4х4 «каракаты» продает технику 20 наименований, среди них — и ЗИС-5. Эта машина считается самой дешевой и самой массовой моделью «караката». Ее собирают на переломной раме с поворотным кулаком от уазика, с мостами, коробкой передач и рулевой колонкой с рулем от ВАЗов. Все детали с авторазборок, поэтому гарантию можно получить только заводскую на китайский двигатель Lifan, которым комплектуется ЗИС-5. Шины для «караката» делают в отдельном цехе. С бывших в употреблении шин от «Камазов» и «Уралов» вручную срезают несколько сантиметров корта и вырезают новый протектор, после этой операции вес шины уменьшается с 80 до 20–30 кг. Затем их монтируют на вазовские диски, увеличенные до необходимых размеров специальным конусом.
По словам руководителя предприятия Михаила Молчанова, прототипом ЗИС-5 был «каракат», который повстречали на охоте в лесу. Машину привезли в Вологду, «конструкцию максимально упростили, облегчили и получили самые дешевые и, естественно, самые продаваемые машины». Первый «каракат» собрали в 2013 году, дело сразу пошло, как говорит Молчанов, и за год собрали 300 вездеходов.
Сейчас на предприятии работает 30 человек, летом, когда спрос на вездеходную технику увеличивается, они производят 200 «каракатов» в месяц. Никаких документов, за исключением чека на покупку, на транспортное средство не выдается. «Я сразу предупреждаю, что это техника не для дорог общего пользования придумана, — объясняет Молчанов. — Это вообще мотоблок юридически». Претензий у клиентов к качеству ЗИС-5 множество, на предприятии о них знают. «Не бывает идеальной техники, тем более для таких тяжелых условий эксплуатации, у вездеходов и за 8 млн рублей кузова рвутся. А у нас поломки, которые можно на коленке починить, — отвечает на претензии покупателей Михаил Молчанов. — У нас и объемы большие. Это как с «Евросетью» было, когда они начали продавать огромное количество телефонов, соответственно, возросло количество возвратов с браком».