От земляного вала до кирпича. Как строительство кремлей помогло оформиться государственности на Руси
Стоит прозвучать этому слову — и собеседник в любой точке мира сразу же понимает, что речь пойдет о России. Эти понятия стали абсолютно тождественны, и тем удивительнее, что это слово появилось в русском языке далеко не сразу, а ученые до сих пор спорят о том, откуда оно пришло. Продолжая проект «Азбука российской культуры», «Сноб» публикует текст на букву К — о том, как на Руси появились первые крепости и стали возникать города и почему самый знаменитый из кремлей, московский, попеременно менял цвет с белого на красный
Страна крепостей
В узком смысле кремль — всего лишь крепость. Или даже город. Раньше эти два слова были синонимами. В Древней Руси любое поселение, обнесенное крепостной стеной, традиционно считалось городом, и таких поселений было очень много, ведь каждый, от правителя города до главы сельской общины, хотел оградить себя от набегов врагов и лихих людей. Торговый путь из варяг в греки привлекал не только мирных и добропорядочных купцов. Кроме того, местная знать охотно захватывала пленных, которых можно было продать проезжим торговцам. По некоторым теориям, во множестве языков слово «раб» произошло от древнегреческого названия славянских племен «склавины» — настолько много представителей этих племен продавали и перепродавали на невольничьих рынках. И поэтому для защиты поселений славяне во множестве строили крепости-города. Скандинавы даже называли нашу землю Гардарика, и это красивое слово буквально переводится как страна крепостей. Слава о том, что славяне так любят строить крепости, достигла даже Испании, где в XI веке арабский географ Аль-Бакри в своей «Книге путей и стран» описал процесс строительства:
«И таким образом строят славяне большую часть своих крепостей: они направляются к лугам, обильным водами и камышом, и обозначают там место круглое или четырехугольное, смотря по форме, которую желают придать крепости, и по величине ее выкапывают вокруг ров, и выкопанную землю сваливают в вал, укрепивши ее досками и сваями наподобие битой земли, покуда стена не дойдет до желанной высоты. И отмеряется тогда дверь, с какой стороны им угодно, и к ней подходят по деревянному мосту».
Звучит довольно непрезентабельно, но это факт. В большинстве своем эти крепости представляли собой банальный укрепленный частокол на вершине земляного вала. И этого было более чем достаточно: осадные машины на Руси почти не использовались, а первоочередной задачей крепостей было не дать захватить город «изгоном». То есть быстрым и неожиданным нападением, ведь кочевники, литовские племена, да и сами славяне осады вести не умели. Кроме того, общины были очень немногочисленны, и они просто не потянули бы хоть сколько-нибудь масштабное строительство.
Сердце русского города
Однако постепенно на Руси развивалась торговля и обособилась знать, которая сконцентрировала в своих руках значительные богатства. Общины ушли в прошлое, теперь городами владели влиятельные и богатые люди. В центре города, за прочными стенами крепости, или, как ее тогда называли, детинца, строились главные культовые сооружения — храмы и соборы, там селилась знать и сам князь. А привлеченное ростом и богатством города пришлое население расселялось вокруг детинца, застраивая новые улицы и целые кварталы. Чтобы защитить своих новых подданных, этот возникший вокруг детинца «окольный город» защищали другой стеной, пусть и не такой крепкой.
Возросшие богатства центральной власти позволили значительно усложнить техники строительства. Например, вал с XII века — это не просто уплотненная земля. Сначала ставили срубы, причем бревна соседних срубов шли внахлест, и только потом в сами срубы и вокруг набивалась земля. В древних валах Киева дубовые срубы поднимались на высоту от 12 до 16 метров. А деревянные стены города, которые тоже строились из срубов, как бы вырастали из земляного вала.