Как устроены бортовые устройства регистрации?

Популярная механикаHi-Tech

Как устроен "чёрный ящик", и почему его трудно расшифровать

Они буднично стоят на лабораторных столах – одни совсем как новые, другие со следами долгого пребывания в земле, третьи деформированные или обгоревшие. Только приклеенные к ним бумажные бирки напоминают о трагедиях, про которые так много писали в газетах.

Олег Макаров

«Они» — это бортовые устройства регистрации, БУРы. Именно так на языке профессионалов называют те самые «черные ящики», к поискам которых приступают сразу же после очередной драмы в воздухе. Про то, что ящики никакие не черные, а оранжевые, знают сегодня даже маленькие дети. Интереснее другое — эти по сути своей несложные, но нечеловечески выносливые приборы претерпели в последние годы серьезные конструктивные преобразования, радикально поменяли внешний вид и стали более надежными.

Родом из Австралии

Бортовые устройства регистрации накапливают два типа данных — параметрическую информацию (крен, тангаж, скорость, высота, перегрузки, отклонение рулей, параметры работы двигателей и т. д.) и запись переговоров из пилотской кабины. Еще в 1930-х был выдан забавный патент на устройство звукозаписи для кабин самолетов. В прочном защитном кожухе помещалось нечто вроде фонографа Эдисона — валик, на котором нарезалась дорожка. В реальности, однако, устройства записи параметрических данных опередили «звук». Французы Уссено и Бодуэн в 1939 году создали регистратор полетной информации на основе фотопленки. На ней рисовал графики луч света от отклоняющегося зеркала. По одной из версий, название «черный ящик» как раз и восходит к экспериментам с фотопленкой, ведь светочувствительные материалы, как известно, любят темноту. В 1950-х австралийский инженер Дэвид Уоррен разработал регистратор, записывающий одновременно звук из кабины и параметры полета. В 1960-х БУРы Уоррена стали устанавливать на лайнеры, совершающие коммерческие рейсы. Впоследствии речевой и параметрический регистраторы были конструктивно разнесены в отдельные устройства: БУР для полетной информации ставили в хвост самолета, а регистратор звука помещали в кабине. Но поскольку в авиапроисшествиях кабина обычно разрушается больше, чем хвостовая часть, со временем речевой регистратор также отправили в хвост.

c47fcc4d8840d55dd9de27fb9d0bf937.jpg
Нахождение и исследование «черного ящика» — лишь первый этап расследования авиапроисшествия. Далее следует выкладка обломков, или макетирование самолета.

Всю вторую половину XX века в качестве носителя записей выступали как фотопленка и бумага со специальным покрытием, так и магнитные носители — тонкая проволока (обычно применявшаяся для записи звука), магнитная лента на лавсановой основе, биметаллическая холоднокатаная лента. Революция произошла лишь с появлением БУРов на твердотельной энергонезависимой памяти, то есть на основе флэш-памяти. Главный плюс перехода к флэш-памяти заключается в том, что в БУРах нового поколения нет движущихся частей, а значит, вся система надежней. В лучшую сторону от магнитных и фотопленок отличается и сам носитель информации. В результате стало возможным повысить требования к оборудованию. Так, например, если БУРы с магнитными носителями должны были хранить информацию при 100%-ном охвате огнем лишь 15 минут и выдерживать ударную перегрузку 1000G, то сегодняшние устройства выпускаются в соответствии с международным стандартом TSO-C124, предусматривающем сохранность данных при 30 минутах полного охвата огнем и ударных перегрузках 3400G в течение 6 мс. Сегодняшние накопители могут без риска утраты информации лежать на глубине 6000 м в течение месяца и выдерживать статические перегрузки более 2 т в течение 5 минут.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Аэропорт и интернет: 5 городов, которые развиваются благодаря онлайн-сервисам и авиасообщению Аэропорт и интернет: 5 городов, которые развиваются благодаря онлайн-сервисам и авиасообщению

Можно жить и работать где угодно, лишь бы в этой точке на земле был интернет

Популярная механика
Дача в придачу Дача в придачу

Mediascope начал измерять телесмотрение на пригородных участках

РБК
Автоматизация или риски: вечный конфликт ИБ и ИТ-специалистов Автоматизация или риски: вечный конфликт ИБ и ИТ-специалистов

Как безопасникам найти общий язык с айтишниками и начать работать вместе

Популярная механика
Вывести из заблуждения Вывести из заблуждения

Десять лет Одиссей возвращался из Трои домой, на родную Итаку…

Вокруг света
Нежелательный матрас: как МВД и «Мужское государство» воюют за чистоту русской нации Нежелательный матрас: как МВД и «Мужское государство» воюют за чистоту русской нации

Борьба с русофобией достигла новых высот

Forbes
Ультраправых подвел алкоголь и мачизм Ультраправых подвел алкоголь и мачизм

Вице-канцлер Австрии подал в отставку после медиаскандала с россиянкой

РБК
«Ростех» всерьёз взялся за охоту на беспилотники «Ростех» всерьёз взялся за охоту на беспилотники

Комплексы для борьбы с беспилотными летательными аппаратами

Популярная механика
Вскрытое правительство Вскрытое правительство

Утечка личной информации на порталах госструктур

РБК
Потеря в Находке Потеря в Находке

«Роснефть» отказалась от проекта ВНХК

РБК
Неистощимый гений Леонардо Неистощимый гений Леонардо

И через пять столетий после смерти Леонардо не спешит раскрывать свои тайны

National Geographic
Как правнук основателя Porsche готовится изменить рынок спортивных автомобилей Как правнук основателя Porsche готовится изменить рынок спортивных автомобилей

В бизнесе производитель электрокаров заимствует практики не у Porsche, а у Apple

Forbes
Цифровая молодежь Цифровая молодежь

Геворк Вермишян о новом поколении, будущем телекома и «законе Яровой»

Forbes
Как заработать миллиард долларов на чайном грибе Как заработать миллиард долларов на чайном грибе

История основателя компании GT's Living Food

Forbes
Игра престолов Игра престолов

Выставка Salone del Mobile.Milano стала чем-то большим, чем смотр достижений

Grazia
Большая свалка Большая свалка

Кто только не борется за вывоз, сортировку и утилизацию отходов россиян

Forbes
Спасение года: бородавочник убежал от 7 голодных львиц Спасение года: бородавочник убежал от 7 голодных львиц

«Беги, бородавочник, беги!»

National Geographic
Водяной козел спасается от крокодила: видео Водяной козел спасается от крокодила: видео

Как крокодил охотился на водяного козла

National Geographic
Как стареть так же красиво, как Джордж Клуни? Как стареть так же красиво, как Джордж Клуни?

Что делать, чтобы доказать всем окружающим: зрелость – это красиво

GQ
Ю Несбё, Мураками и Фрай: 10 главных книг фестиваля «Красная площадь» Ю Несбё, Мураками и Фрай: 10 главных книг фестиваля «Красная площадь»

Стивен Фрай сдувает пыль с греческой мифологии

Forbes
Остров Борнхольм: пример для всего мира Остров Борнхольм: пример для всего мира

Борнхольм реализует програму Bright Green Island

National Geographic
Вот это закалка! Вот это закалка!

Как правильно закаливать ребенка

Лиза
Почему сгорел “Суперджет”: версии катастрофы Почему сгорел “Суперджет”: версии катастрофы

Что известно о причинах аварии Sukhoi Superjet 100

Популярная механика
Хакеры получат отпор на едином портале Хакеры получат отпор на едином портале

Эксперты одобрили концепцию платформы для сбора информации о киберпреступлениях

РБК
Слишком правильный Слишком правильный

Певец Сергей Лазарев – о мамином воспитании и собственном отцовстве

Домашний Очаг
Толерантное послезавтра Толерантное послезавтра

Росатом включился в гонку по созданию устойчивого к авариям ядерного топлива

Популярная механика
Спасибо маме: как Наоми Осака становится самой высокооплачиваемой спортсменкой мира Спасибо маме: как Наоми Осака становится самой высокооплачиваемой спортсменкой мира

Что превращают молодую теннисистку в маркетинговую звезду

Forbes
Краткая история русского шушпанцера: бронированные тракторы Краткая история русского шушпанцера: бронированные тракторы

Советская военная промышленность породила ряд шушпанцеров

Популярная механика
Командир пилотажной группы «Русские витязи» Сергей Щеглов о своей профессии Командир пилотажной группы «Русские витязи» Сергей Щеглов о своей профессии

Летчики российских пилотажных групп для большинства из нас настоящие небожители

Популярная механика
В Стоунхендж вернулся камень, утраченный 60 лет назад В Стоунхендж вернулся камень, утраченный 60 лет назад

Один из трех утраченных камней Стоунхенджа вернулся на родину

National Geographic
Наталья Осипова: «Творчество – поиск того, что пробуждает огонь!» Наталья Осипова: «Творчество – поиск того, что пробуждает огонь!»

Задали несколько вопросов балерине театра «Ковент-гарден» Наталье Осиповой

Cosmopolitan
Открыть в приложении