Пять лет эмбарго. К чему привели продуктовые контрсанкции
Ценники на отечественные товары по-прежнему остро реагируют на изменение курса рубля. Дело в значительной валютной составляющей, присутствующей в себестоимости даже хлеба и овощей
В нынешнем году исполняется 5 лет продовольственному эмбарго и попыткам заместить продукты из санкционного списка отечественными. Именно попыткам, потому что и спустя 10 лет никакого импортозамещения не произойдет, если валютная составляющая товаров останется прежней. Курс на импортозамещение сам по себе неплох: увеличилось производство мяса, молочных продуктов. Но он оказался малоэффективен, так как снижения зависимости от сельскохозяйственного импорта не произошло, а цены на него выросли.
Сегодня на полках можно найти любой товар отечественного производства. Казалось бы, мы полностью обеспечиваем себя. Почему же тогда цены так остро реагируют на изменение курса? Дело в валютной составляющей, присутствующей в себестоимости даже хлеба и овощей. Из чего она складывается?
Рассмотрим пример сыра — самого валютоемкого (до 85%) продукта «санкционного списка». Он стал чуть ли не символом политики импортозамещения: сколько копий было сломана на тему качества российского сыра после того как первая головка импортного пармезана была раздавлена бульдозером. Несмотря на высокую долю фальсификата, честный сыр из натурального молока в России все же есть. Его валютную составляющую мы и посчитаем.
Молоко с иностранными корнями
При производстве сыра основная доля себестоимости приходится на сырое молоко. Мало кто осознает, что в России острый дефицит молока, не говоря уже о сыропригодном молоке. Кажется, земли в стране много, есть где выращивать корм для поголовья, да и на полках в супермаркетах изобилие молочных брендов. На самом деле отрасль переживает серьезный кризис, являясь самой депрессивной на рынке FMCG. Отсутствие современных технологий, актуальных подходов в производстве и переработке молока, нехватка качественного сырья и профессиональных кадров — вот главные проблемы.