Почему в XXI веке, когда люди летают в космос, соборы все еще горят (и что ждет Нотр-Дам теперь)
15 апреля войдет теперь в учебники новейшей истории как день, когда горел собор Парижской Богоматери. Спустя 12 часов, когда пожар потушили, стало ясно, что интерьер уцелел, но уничтожена вся кровля, шпиль и часть конструктивных элементов, не говоря уже о декоре. По просьбе Esquire Ася Зольникова, архитектурная журналистка, корреспондент журнала Archspeech и автор телеграм-канала «домики», рассказала, почему полеты в космос и изобретение смартфонов не помогают человечеству тушить пылающие памятники средневековой архитектуры и что ждет Нотр-Дам-де-Пари теперь.
Сейчас, когда с момента пожара в Соборе Парижской Богоматери прошло еще меньше суток, эксперты избегают четких формулировок и говорят, что огонь «потенциально связан» с реставрационными работами. И хотя собор не выгорел дотла, в СМИ и соцсетях горюют об утрате «символа европейской цивилизации».
Это не пустые слова: Нотр-Дам-де-Пари был не просто главным католическим храмом Франции, но местом, откуда вышли шесть епископов, где короновали французских монахов и много веков хранилась одна из главных христианских реликвий, связанных с земной жизнью Иисуса, — терновый венец. Что до архитектуры, то она, несмотря на всю свою рафинированность, — доказательство высоких технологических достижений Средневековья. Нагрузку на решетчатый каменный каркас распределяет одна из главных новаций той эпохи — аркбутаны, «парящие» укрепления, которые Мандельштам сравнивал с «чудовищными ребрами». Оба трансепта украшены самыми большими готическими розами-витражами во Франции — около 13 метров в диаметре.
Для мира, где все более-менее сошлись на том, что нельзя уничтожать святыни и произведения искусства, эта трагедия выглядит полным абсурдом — особенно если учесть противопожарные системы, которыми начинены любые культурные объекты подобного масштаба. В конце концов, до сей поры люди справлялись и с более сложными техническими задачами — например, создали систему телескопов, которая буквально за неделю до пожара помогла впервые в истории сфотографировать тень черной дыры. Так неужели это проще, чем защитить от огня храм мирового значения?