Как психотерапия меняет нашу культуру
Сегодня мы никого не шокируем, если признаемся, что посещаем психотерапевта. И все чаще героями книг, фильмов и анекдотов становятся либо клиенты психологов, либо сами специалисты. Как еще наша культура реагирует на наш интерес к самопознанию?
Нет сомнений: индустрия психотерапии в России переживает расцвет. Если услугами психотерапевтов и психологов интересовались всего 2% населения страны, то с началом пандемии спрос на них значительно увеличился. Вероятно, этому поспособствовала пандемия: люди оказались заперты дома, без развлечений и выходов «в люди», наедине с родными, самими собой и своими проблемами.
Но дело не только в пандемии. Сегодня люди гораздо чаще понимают психотерапию как саморазвитие и «инвестицию в себя». К психотерапевту ходят как в спортзал. Только вместо «Быстрее, выше, сильнее» в этом «клубе» другие лозунги: «Повышай качество жизни!», «Отдай личные проблемы на аутсорс!» Не зря многие корпорации включают в пакет медицинской страховки оплату курса психотерапии.
Почему этот новый образ жизни притягивает людей все больше? В какой-то мере это происходит потому, что мы склонны подражать продвинутым людям в своем окружении. Делать это несложно, ведь у каждого есть что рассказать психологу или психотерапевту. Для этого не нужно быть серьезно травмированным или обладать психическим диагнозом. И конечно, подобный всплеск интереса к психотерапии не мог не отразиться на культуре. Поэтому многое, с чем мы сегодня сталкиваемся в обыденной жизни, так или иначе изменилось под ее влиянием. И культура реагирует на этот тренд первой.
Кино и театр: новые герои, новые подходы
Искусство всегда чутко реагировало на изменения в жизни (вспомним сериалы времен самоизоляции, которые снимали с помощью камер на ноутбуках). Неудивительно, что и популярность психотерапии нашла свое отражение в нем: киносюжеты то и дело строятся вокруг главных героев-психотерапевтов, но еще чаще их персонажи прорабатывают свои психологические проблемы со специалистами.
- «Триггер»: Артем Стрелецкий — психолог, который использует в работе «шоковый» метод терапии.