Какова роль «Роснефти» в успехе партнеров Сергея Сударикова и Романа Авдеева

ForbesБизнес

Правильная прикормка

Финансист Сергей Судариков объединил свой бизнес с Романом Авдеевым и тоже стал миллиардером. Какова роль «Роснефти» в успехе партнеров?

Текст Дмитрий Яковенко

Владелец инвестгруппы «Регион» Сергей Судариков очень любит рыбалку. Первую рыбу он поймал в трехлетнем возрасте вместе с отцом, сейчас предпочитает вылавливать тайменя и семгу, добычу часто выпускает обратно в реку. Ментальная связь с друзьями на рыбалке, уверен Судариков, помогает не только хорошо провести время, но и начать новый бизнес. У его партнера миллиардера Романа Авдеева иные интересы: йога, триатлон и турпоходы с семьей — у бизнесмена 23 ребенка, из них 17 усыновлены.

Что их объединяет? Несколько лет назад Московский кредитный банк Авдеева начал тесно сотрудничать с «Роснефтью», а «Регион» Сударикова уже не менее десятилетия структурирует для нефтяной компании важные сделки. Полтора года назад бизнесмены договорились объединить бизнес. В 2021-м Forbes оценивает состояние Сударикова в $1,2 млрд. Как доверие крупнейшей нефтяной компании России помогло ему войти в глобальный список Forbes?

Кузбасс на связи

Звонок из Москвы заставил сотрудников кемеровской компании «Ценные бумаги Кузбасса» (ЦБК) основательно понервничать. Собеседник в трубке сообщил, что представляет инвесткомпанию «Регион», и предложил сотрудничать. Дело в том, что буквально за несколько часов до этого офис «Региона» покинул сотрудник ЦБК с пачкой векселей, после чего на связь не вышел. Шел 1996 год, и сотрудники инвесткомпаний нешуточно рисковали, перемещаясь по стране с ценными бумагами на сотни тысяч долларов в кожаных портфелях. Вскоре все прояснилось. Оказалось, что менеджер ЦБК отлучился из офиса «Региона» и забыл свой портфель с кемеровскими газетами у стола нового сотрудника Сергея Сударикова, а тот о визите человека из Кемерова ничего не знал, заинтересовался региональной прессой и, найдя на полосах объявление о том, что ЦБК торгует ценными бумагами, не преминул им воспользоваться.

Судариков пришел в «Регион» по приглашению основателя инвесткомпании Александра Рудика, с которым учился на мехмате МГУ и жил в одной комнате в общежитии. До прихода в «Регион» Судариков пробовал силы в книжном бизнесе и недолго работал в небольшом Элком-банке. Будущий миллиардер начинал как обычный трейдер: делал в день десятки звонков по телефону с предложением продать или купить ценные бумаги. В 1990-х в ходу было много долговых ценных бумаг, например векселей или казначейских обязательств, вспоминает Судариков. Их выпускали и Минфин, и региональные предприятия, в том числе для взаиморасчетов. Из провинции в Москву постоянно приезжали сотрудники региональных банков и предприятий, чтобы продать или купить такие бумаги. Многие из них шли в офис «Региона».

Через пару лет Судариков стал коммерческим директором «Региона», а в 2002-м возглавил компанию. Собеседники Forbes вспоминают «Регион» той поры как по-хорошему агрессивную компанию, лидера вексельного рынка. Среди ее клиентов были региональные правительства и средние компании, например «Ютэйр», «Адмиралтейские верфи», «Красная орхидея». Для них «Регион» организовывал облигационные займы и вексельные программы.

Параллельно компания развивала бизнес по управлению активами. В 2002 году начал формироваться рынок негосударственных пенсионных фондов (НПФ) — правительство ввело понятие накопительной пенсии и позволило гражданам самостоятельно распоряжаться деньгами, идущими на ее формирование. «НПФ по своей природе консервативный инвестор. А поскольку мы всегда в большей степени занимались долговым рынком, нам быстро удалось собрать клиентскую базу. В какой-то момент с нами работало более 30 фондов», — вспоминает Судариков. Среди клиентов были фонды «Сургутнефтегаза», правительства ХМАО, Сбербанка и «Нефтегарант», принадлежавший «Роснефти». Именно этот фонд помог «Региону» пробиться в высшую лигу.

Свой «Регион»

Кризис 2008 года чуть не поставил крест на деятельности «Региона». После краха Lehman Brothers 15 сентября российский фондовый рынок обвалился, а банки начали массово закрывать лимиты на контрагентов. К ноябрю неисполненные обязательства «Региона» превышали 2 млрд рублей, кредиторы, среди которых были Газпромбанк и Новикомбанк, подавали иски, а команда группы, оказавшись с портфелями неликвидных облигаций на руках, пыталась продать их с огромным дисконтом. Судариков вспоминает, что работать приходилось по 20 часов, за день команда могла провести до 30 встреч: «Объясняли ситуацию, пытались удержать клиентов. Возврат каждого клиента — это по большому счету был праздник: собирались вечером и открывали бутылку шампанского».

Ситуацию удалось выровнять в течение нескольких месяцев, а кризис близко свел Сударикова с рядом клиентов, например Сергеем Королем, главой компании «РН-Траст», управлявшей деньгами «Нефтегаранта». Уроженец Новосибирска Король в первой половине 2000-х работал в московском офисе БКС, а затем познакомился с главным казначеем «Роснефти» Петром Лазаревым и сначала возглавил «РН-Траст», а затем стал совладельцем компании. Знакомый Короля говорит, что тот был не просто управляющим пенсионными деньгами нефтяной компании, но и доверенным лицом Лазарева.

«Очень показательно — это был один из немногих клиентов, которые не только не побежали в кризис, но и начали увеличивать обороты, — рассказывает Судариков о Короле. — Мы часто встречались в самые тяжелые месяцы 2008 года, общались по вопросам бизнеса, он меня по-человечески очень поддерживал». И когда Судариков решил развивать собственный проект, он позвал в него Короля. Это произошло во второй половине 2010 года, когда «Регион» окончательно рассчитался по всем долгам и у Сударикова появилось желание реализоваться в собственном бизнесе.

Рудик к тому времени отдалился от дел. В начале 2000-х он несколько лет работал вице-губернатором Иркутской области, затем погрузился в проекты в лесном хозяйстве и агропроме. На известие об уходе ключевого управленца Рудик отреагировал неожиданно. «Когда я подошел к Саше и начал с ним говорить о том, что собираюсь уйти в свободное плавание, он мне предложил выкупить «Регион». И я эту идею воспринял очень позитивно», — рассказывает Судариков. С Рудиком они расстались друзьями и сохраняют теплые отношения. Сделку закрыли летом 2011 года, ее сумма не раскрывается. Судариков получил в «Регионе» 45%, столько же досталось Королю, еще 10% — Сергею Жуйкову, который строил в группе бизнес по управлению активами. Король внес «РН-Траст» в капитал «Региона», а еще при Рудике группа выкупила у Всероссийского банка развития регионов (ВБРР, дочерний банк «Роснефти») управляющую компанию «Портфельные инвестиции» с активами на 18 млрд рублей.

В 2014 году «Ведомости» со ссылкой на источники, близкие к «Региону» и «Роснефти», писали, что у Петра Лазарева, в 2011 году ставшего финансовым директором нефтяной компании, мог быть личный интерес в «Регионе». Глава крупной управляющей компании говорит, что Лазарев был там скорее идейным вдохновителем процессов. К примеру, Сергей Король начал развивать в группе направление прямых инвестиций. Одним из первых проектов стала реконструкция Гумбейского щебеночного завода в Челябинской области. Владелец завода, компания «ЭнергоАльянс» перешла в собственность «Региона» в июне 2011 года, а перед этим ее владельцем недолго был Лазарев. «Мы участвовали в реструктуризации этого непрофильного актива, в настоящее время он нам не принадлежит», — лаконично сообщил Судариков. Еще одна компания, «Арктик ресурс», должна была построить рыбоперерабатывающий завод на острове Шпицбергене. В 2011–2012 годах ее возглавлял Леонид Демченков, он рассказал Forbes, что в компанию его пригласил лично Лазарев, который также якобы оказывал лоббистскую поддержку проекту в правительстве. «Это был один из проектов ГК «Регион» в сфере прямых инвестиций. Мы о них заявляли в публичной сфере. К сожалению, не выстреливший в силу многих обстоятельств. В том числе и кадровых. Леонид Демченков — недобросовестный человек, выгнанный из компании, говорит абсолютную ерунду, которую не стоит комментировать», — прокомментировал Судариков.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Александр Сикорский: «В виноделии мне больше всего нравится дегустация» Александр Сикорский: «В виноделии мне больше всего нравится дегустация»

Основатель «Имения Сикоры» — о создании культовых вин

Forbes
«Шерлок в России»: новый взгляд на приключения сыщика «Шерлок в России»: новый взгляд на приключения сыщика

«Шерлок в России» – необычная интерпретация рассказов о легендарном сыщике

Cosmopolitan
Аддитивные технологии перестраивают промышленность Аддитивные технологии перестраивают промышленность

Российский рынок 3D-печати стабилизируется после быстрого роста

Монокль
«Полностью заказное»: Фургал увидел связь своего дела с конфликтом на «Амурстали» «Полностью заказное»: Фургал увидел связь своего дела с конфликтом на «Амурстали»

Сергей Фургал считает дело против себя полностью заказным

Forbes
Счастье незавершенного гештальта Счастье незавершенного гештальта

Что помогает осознать предназначение и как оно создает нас?

Psychologies
Опять метель: каким получился «Доктор Гарин» Владимира Сорокина Опять метель: каким получился «Доктор Гарин» Владимира Сорокина

Игорь Кириенков — о «нормальной» книге «нормального» писателя

РБК
Без видимых повреждений: почему важно понимать психологию авторов насилия Без видимых повреждений: почему важно понимать психологию авторов насилия

Почему насильник часто тот, кого ты хорошо знаешь

Forbes
Верну всё, что и не дарил: звезды, которые с разводом лишились своего бизнеса Верну всё, что и не дарил: звезды, которые с разводом лишились своего бизнеса

Случаи, когда известные женщины лишались бизнеса после развода

Cosmopolitan
Падающие башни России. Часть 2 Падающие башни России. Часть 2

Падающие башни России: Пречистенская надвратная колокольня и другие

Культура.РФ
Евгений Лапшин: Три горизонта инноваций: как не проспать технологическую революцию Евгений Лапшин: Три горизонта инноваций: как не проспать технологическую революцию

Как не примкнуть к отстающим во время очередного прорыва?

РБК
Театр в онлайне: как устроены трансляции спектаклей «Золотой Маски» Театр в онлайне: как устроены трансляции спектаклей «Золотой Маски»

Как устроена трансляция спектаклей «Золотой Маски»

СНОБ
Что твой способ застегивать лифчик говорит о тебе Что твой способ застегивать лифчик говорит о тебе

Как ты застегиваешь бюстгальтер?

Cosmopolitan
Как в России тренируют операторов военных беспилотников? Как в России тренируют операторов военных беспилотников?

Где же учат на операторов военных БПЛА у нас, в России

Популярная механика

Самый бескомпромиссный кинокритик Зинаида Пронченко о российском кино

Esquire
Полуобнаженные красотки! Как выглядят актрисы сериала «Ольга» дома и на пляже Полуобнаженные красотки! Как выглядят актрисы сериала «Ольга» дома и на пляже

Звезды сериала «Ольга» – обладательницы стройных фигур. Пикантные кадры

Cosmopolitan
15 городов, исчезнувших с лица земли 15 городов, исчезнувших с лица земли

От этих городов не осталось ничего, но ты все равно захочешь их посетить

Maxim
Почему пересаливать вредно, но и недосаливать нельзя Почему пересаливать вредно, но и недосаливать нельзя

Стоит ли ограничивать потребление соли

Популярная механика
О чем молчат принцессы: знаменитости, столкнувшиеся с булимией и анорексией О чем молчат принцессы: знаменитости, столкнувшиеся с булимией и анорексией

Знаменитости, которые встречались с проблемами пищевого поведения

Cosmopolitan
Из приюта для бездомных — в модный дом: как Саманта Франц заработала $4 млн на спортивных костюмах Из приюта для бездомных — в модный дом: как Саманта Франц заработала $4 млн на спортивных костюмах

Как Саманта Франц нашла собственную нишу и осталась в плюсе

Forbes
Любимые мужчины Беллуччи, Лорен, Мути и других итальянских кинозвезд Любимые мужчины Беллуччи, Лорен, Мути и других итальянских кинозвезд

Кому посчастливилось стать возлюбленным итальянских кинозвезд

Cosmopolitan
Убийцы стиля! 10 вещей, которые мешают тебе хорошо одеваться Убийцы стиля! 10 вещей, которые мешают тебе хорошо одеваться

Чек-лист по главным женским ошибкам в стиле

Cosmopolitan
Истребитель. Глава из нового романа Дмитрия Быкова Истребитель. Глава из нового романа Дмитрия Быкова

Отрывок из книги Дмитрия Быкова «Истребитель», посвященной советским летчикам

СНОБ
Могила ребенка и статуя Питера Пэна: удивительная история Кенсингтонского дворца Могила ребенка и статуя Питера Пэна: удивительная история Кенсингтонского дворца

В Кенсингтонском дворце было немало знаменитых обитателей!

Cosmopolitan
Почему «Хаббл» видит Плутон, но не видит «Аполлон»? Почему «Хаббл» видит Плутон, но не видит «Аполлон»?

Что именно видит телескоп Hubble?

Популярная механика
Зеленский и судья: как Украина столкнулась с конституционным кризисом Зеленский и судья: как Украина столкнулась с конституционным кризисом

Конфликт президента Владимира Зеленского с главой Конституционного суда

Forbes
Бесполезные анализы Бесполезные анализы

Какие анализы нет смысла сдавать

Лиза
Уже не девочки: всё о личной жизни юных героинь из популярных сериалов нулевых Уже не девочки: всё о личной жизни юных героинь из популярных сериалов нулевых

Эти девочки прославились своими ролями в нулевые. А как они поживают сегодня?

Cosmopolitan
Рыцарь счастливого образа Рыцарь счастливого образа

Сэр Энтони Хопкинс в драме «Отец»

GQ
Жены арабских шейхов: как они выглядят и чем занимаются? Жены арабских шейхов: как они выглядят и чем занимаются?

Жены арабских шейхов ведут активную жизнь и отнюдь не затворническую

Cosmopolitan
Любимые мужчины Елены Кориковой: звезда телевидения, писатель и теннисист Любимые мужчины Елены Кориковой: звезда телевидения, писатель и теннисист

В личной и творческой жизни Елены Кориковой было много взлетов и падений

Cosmopolitan
Открыть в приложении