Какова роль «Роснефти» в успехе партнеров Сергея Сударикова и Романа Авдеева

ForbesБизнес

Правильная прикормка

Финансист Сергей Судариков объединил свой бизнес с Романом Авдеевым и тоже стал миллиардером. Какова роль «Роснефти» в успехе партнеров?

Текст Дмитрий Яковенко

Владелец инвестгруппы «Регион» Сергей Судариков очень любит рыбалку. Первую рыбу он поймал в трехлетнем возрасте вместе с отцом, сейчас предпочитает вылавливать тайменя и семгу, добычу часто выпускает обратно в реку. Ментальная связь с друзьями на рыбалке, уверен Судариков, помогает не только хорошо провести время, но и начать новый бизнес. У его партнера миллиардера Романа Авдеева иные интересы: йога, триатлон и турпоходы с семьей — у бизнесмена 23 ребенка, из них 17 усыновлены.

Что их объединяет? Несколько лет назад Московский кредитный банк Авдеева начал тесно сотрудничать с «Роснефтью», а «Регион» Сударикова уже не менее десятилетия структурирует для нефтяной компании важные сделки. Полтора года назад бизнесмены договорились объединить бизнес. В 2021-м Forbes оценивает состояние Сударикова в $1,2 млрд. Как доверие крупнейшей нефтяной компании России помогло ему войти в глобальный список Forbes?

Кузбасс на связи

Звонок из Москвы заставил сотрудников кемеровской компании «Ценные бумаги Кузбасса» (ЦБК) основательно понервничать. Собеседник в трубке сообщил, что представляет инвесткомпанию «Регион», и предложил сотрудничать. Дело в том, что буквально за несколько часов до этого офис «Региона» покинул сотрудник ЦБК с пачкой векселей, после чего на связь не вышел. Шел 1996 год, и сотрудники инвесткомпаний нешуточно рисковали, перемещаясь по стране с ценными бумагами на сотни тысяч долларов в кожаных портфелях. Вскоре все прояснилось. Оказалось, что менеджер ЦБК отлучился из офиса «Региона» и забыл свой портфель с кемеровскими газетами у стола нового сотрудника Сергея Сударикова, а тот о визите человека из Кемерова ничего не знал, заинтересовался региональной прессой и, найдя на полосах объявление о том, что ЦБК торгует ценными бумагами, не преминул им воспользоваться.

Судариков пришел в «Регион» по приглашению основателя инвесткомпании Александра Рудика, с которым учился на мехмате МГУ и жил в одной комнате в общежитии. До прихода в «Регион» Судариков пробовал силы в книжном бизнесе и недолго работал в небольшом Элком-банке. Будущий миллиардер начинал как обычный трейдер: делал в день десятки звонков по телефону с предложением продать или купить ценные бумаги. В 1990-х в ходу было много долговых ценных бумаг, например векселей или казначейских обязательств, вспоминает Судариков. Их выпускали и Минфин, и региональные предприятия, в том числе для взаиморасчетов. Из провинции в Москву постоянно приезжали сотрудники региональных банков и предприятий, чтобы продать или купить такие бумаги. Многие из них шли в офис «Региона».

Через пару лет Судариков стал коммерческим директором «Региона», а в 2002-м возглавил компанию. Собеседники Forbes вспоминают «Регион» той поры как по-хорошему агрессивную компанию, лидера вексельного рынка. Среди ее клиентов были региональные правительства и средние компании, например «Ютэйр», «Адмиралтейские верфи», «Красная орхидея». Для них «Регион» организовывал облигационные займы и вексельные программы.

Параллельно компания развивала бизнес по управлению активами. В 2002 году начал формироваться рынок негосударственных пенсионных фондов (НПФ) — правительство ввело понятие накопительной пенсии и позволило гражданам самостоятельно распоряжаться деньгами, идущими на ее формирование. «НПФ по своей природе консервативный инвестор. А поскольку мы всегда в большей степени занимались долговым рынком, нам быстро удалось собрать клиентскую базу. В какой-то момент с нами работало более 30 фондов», — вспоминает Судариков. Среди клиентов были фонды «Сургутнефтегаза», правительства ХМАО, Сбербанка и «Нефтегарант», принадлежавший «Роснефти». Именно этот фонд помог «Региону» пробиться в высшую лигу.

Свой «Регион»

Кризис 2008 года чуть не поставил крест на деятельности «Региона». После краха Lehman Brothers 15 сентября российский фондовый рынок обвалился, а банки начали массово закрывать лимиты на контрагентов. К ноябрю неисполненные обязательства «Региона» превышали 2 млрд рублей, кредиторы, среди которых были Газпромбанк и Новикомбанк, подавали иски, а команда группы, оказавшись с портфелями неликвидных облигаций на руках, пыталась продать их с огромным дисконтом. Судариков вспоминает, что работать приходилось по 20 часов, за день команда могла провести до 30 встреч: «Объясняли ситуацию, пытались удержать клиентов. Возврат каждого клиента — это по большому счету был праздник: собирались вечером и открывали бутылку шампанского».

Ситуацию удалось выровнять в течение нескольких месяцев, а кризис близко свел Сударикова с рядом клиентов, например Сергеем Королем, главой компании «РН-Траст», управлявшей деньгами «Нефтегаранта». Уроженец Новосибирска Король в первой половине 2000-х работал в московском офисе БКС, а затем познакомился с главным казначеем «Роснефти» Петром Лазаревым и сначала возглавил «РН-Траст», а затем стал совладельцем компании. Знакомый Короля говорит, что тот был не просто управляющим пенсионными деньгами нефтяной компании, но и доверенным лицом Лазарева.

«Очень показательно — это был один из немногих клиентов, которые не только не побежали в кризис, но и начали увеличивать обороты, — рассказывает Судариков о Короле. — Мы часто встречались в самые тяжелые месяцы 2008 года, общались по вопросам бизнеса, он меня по-человечески очень поддерживал». И когда Судариков решил развивать собственный проект, он позвал в него Короля. Это произошло во второй половине 2010 года, когда «Регион» окончательно рассчитался по всем долгам и у Сударикова появилось желание реализоваться в собственном бизнесе.

Рудик к тому времени отдалился от дел. В начале 2000-х он несколько лет работал вице-губернатором Иркутской области, затем погрузился в проекты в лесном хозяйстве и агропроме. На известие об уходе ключевого управленца Рудик отреагировал неожиданно. «Когда я подошел к Саше и начал с ним говорить о том, что собираюсь уйти в свободное плавание, он мне предложил выкупить «Регион». И я эту идею воспринял очень позитивно», — рассказывает Судариков. С Рудиком они расстались друзьями и сохраняют теплые отношения. Сделку закрыли летом 2011 года, ее сумма не раскрывается. Судариков получил в «Регионе» 45%, столько же досталось Королю, еще 10% — Сергею Жуйкову, который строил в группе бизнес по управлению активами. Король внес «РН-Траст» в капитал «Региона», а еще при Рудике группа выкупила у Всероссийского банка развития регионов (ВБРР, дочерний банк «Роснефти») управляющую компанию «Портфельные инвестиции» с активами на 18 млрд рублей.

В 2014 году «Ведомости» со ссылкой на источники, близкие к «Региону» и «Роснефти», писали, что у Петра Лазарева, в 2011 году ставшего финансовым директором нефтяной компании, мог быть личный интерес в «Регионе». Глава крупной управляющей компании говорит, что Лазарев был там скорее идейным вдохновителем процессов. К примеру, Сергей Король начал развивать в группе направление прямых инвестиций. Одним из первых проектов стала реконструкция Гумбейского щебеночного завода в Челябинской области. Владелец завода, компания «ЭнергоАльянс» перешла в собственность «Региона» в июне 2011 года, а перед этим ее владельцем недолго был Лазарев. «Мы участвовали в реструктуризации этого непрофильного актива, в настоящее время он нам не принадлежит», — лаконично сообщил Судариков. Еще одна компания, «Арктик ресурс», должна была построить рыбоперерабатывающий завод на острове Шпицбергене. В 2011–2012 годах ее возглавлял Леонид Демченков, он рассказал Forbes, что в компанию его пригласил лично Лазарев, который также якобы оказывал лоббистскую поддержку проекту в правительстве. «Это был один из проектов ГК «Регион» в сфере прямых инвестиций. Мы о них заявляли в публичной сфере. К сожалению, не выстреливший в силу многих обстоятельств. В том числе и кадровых. Леонид Демченков — недобросовестный человек, выгнанный из компании, говорит абсолютную ерунду, которую не стоит комментировать», — прокомментировал Судариков.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Гуру из соцсетей Гуру из соцсетей

Инвесторы могут выкинуть на помойку свои знания об экономической теории

Forbes
Несчастные случаи, которые произошли во время селфи Несчастные случаи, которые произошли во время селфи

История селфи, которые закончились трагично

Maxim
Авторская кухня Авторская кухня

Ресторатор Илья Тютенков за девять лет запустил шесть модных заведений в Москве

Forbes
Заборы вместо мостов: почему сложно создать свою систему SWIFT Заборы вместо мостов: почему сложно создать свою систему SWIFT

Разделение технологического пространства планеты обещает много потерь

Forbes
Огненный интеллект Огненный интеллект

Как хакер из Черноголовки создал первый в мире файрвол на основе ИИ

Forbes
6 номинантов на «Оскар», которые не существовали в реальности 6 номинантов на «Оскар», которые не существовали в реальности

Как получить «Оскар» если тебя даже не существует

Maxim
Дресс-код доступа Дресс-код доступа

Как теперь понять, по какой «одежке» встречают в приличном обществе

Forbes
Елена Яковлева и другие звезды сериала Елена Яковлева и другие звезды сериала

А вы помните героев "Петербургских тайн"?

Cosmopolitan
Эра человечности Эра человечности

Пандемия и удаленка меняют отношения между сотрудниками

Forbes
Не хочу и не буду: почему отказаться от готовки — правильное решение Не хочу и не буду: почему отказаться от готовки — правильное решение

Почему ошибаются мужчины, утверждающие, что женщина обязана уметь готовить

Cosmopolitan
Упущенные возможности Упущенные возможности

Почему отсутствие инвестиционного риска стало новым главным риском

Forbes
Человек не виноват Человек не виноват

Массовая гибель морской фауны в Авачинской бухте не была антропогенной

Наука
Громкий стереозвук Громкий стереозвук

Какой бизнес строит миллиардер Андрей Андреев

Forbes
Константин Фрумкин: «Цифровые валюты приведут к краху коммерческих банков» Константин Фрумкин: «Цифровые валюты приведут к краху коммерческих банков»

Футуролог Константин Фрумкин – об эволюции традиционных финансовых институтов

РБК
Богатая фамилия Богатая фамилия

Топ-20 семейных итальянских бизнесов

Forbes
«Он великолепен, но я не хочу работать с ним снова»: история Стива Перлмана, который помог появиться Android и Smart TV «Он великолепен, но я не хочу работать с ним снова»: история Стива Перлмана, который помог появиться Android и Smart TV

Перлман ушел из Apple и Microsoft и продал несколько стартапов

VC.RU
«Для народа свобода не стала ценностью» «Для народа свобода не стала ценностью»

Валентин Юмашев рассказывает о своей работе с Борисом Ельциным

Forbes
Экологичные перемены Экологичные перемены

Как вы можете прямо сейчас начать менять свою жизнь в сторону экологичности

Домашний Очаг
Не в моем дворе Не в моем дворе

Как психология NIMBY привела к жилищному кризису в США

Forbes
Идеальная наследница: как Франсуаза Бетанкур-Майерс сохранила и приумножила семейный капитал Идеальная наследница: как Франсуаза Бетанкур-Майерс сохранила и приумножила семейный капитал

Франсуаза Бетанкур-Майерс заняла 12-е место в списке Forbes

Forbes
Карина-вирус! Карина-вирус!

В это тревожное время героиней обложки стала главная медсестра страны

Maxim
Потомки эмира Золотой Орды Потомки эмира Золотой Орды

Генетики получили несколько гипотез происхождения трёх казахских кланов

Наука и жизнь
Русский травник Русский травник

Предприниматель, сколотивший состояние на промышленной конопле в Голландии

Forbes
5 ожидаемых сиквелов, которые так и не сняли 5 ожидаемых сиквелов, которые так и не сняли

Фильмы, к которым так и просится продолжение

Maxim
Сколько можно спать? Сколько можно спать?

Еще несколько сотен лет назад европейцы спали дважды за сутки

Популярная механика
История о том, как 15 кораблей застряли в Суэцком канале на 8 лет История о том, как 15 кораблей застряли в Суэцком канале на 8 лет

Как в Суэцком канале несколько сотен человек стояли в самой долгой пробке

Maxim
Пьянящий актив Пьянящий актив

Власти Крыма продают «Массандру» вместе с сотнями тысяч бутылок вина

Forbes
Еще пять известных вещей, которых никогда на самом деле не существовало Еще пять известных вещей, которых никогда на самом деле не существовало

Вещи, которые, по убеждению большинства, существовали, а на самом деле — нет

Maxim
Киногарантия Киногарантия

Основатель «РЕСО-Гарантия» своим главным делом считает кинематограф

Forbes
Вредная миома Вредная миома

Миома матки – женская карма

Здоровье
Открыть в приложении