Слово пацана
Будет ли ренессанс «Ленфильма»? И станет ли квартал в самом центре Петербурга снова модным районом, как это было в начале ХХ века? Слово берет (и дает!) председатель совета директоров «Ленфильма» Федор Бондарчук.
Все говорят, что скоро на «Ленфильме» будут читать лекции на крыше с видом на Петропавловку и вообще здесь будет супермодный культурный кластер. Ксения Гощицкая отправилась на петроградскую сторону, чтобы расспросить Федора Бондарчука, как киностудия готовится к юбилею (110 лет!) и станет ли Петербург Лос-Анджелесом на Неве.
Переедет ли Федор В Бондарчук в Петербург?
Директорская «Ленфильма»
ФЕДОР: Здравствуйте, Ксения, вы пирожки едите? Сейчас так сложно стало с барышнями: то не едят, это не едят — попробуй разберись. А пирожки, между прочим, фантастические абсолютно: наша секретарь Татьяна Тимофеевна иногда нас этой сдобой балует. Всем пирожкам пирожки!
КСЕНИЯ: Пирожок, конечно же, буду. А вас всегда так встречают? Кажется, я тоже хочу быть директором «Ленфильма» (пирожок реально топовый, надо было брать два. — Прим. ред.).
ФЕДОР: Я не директор, я председатель совета директоров. Но и правда, Татьяна Тимофеевна за тридцать лет работы на студии не всех так встречала.
КСЕНИЯ: А вот вопрос, Федор! Сначала мы увидели в соцсетях ваше селфи с Любой Аркус на свежеотреставрированной крыше одного из корпусов «Ленфильма». Потом Ксения Собчак заявила, что вы переезжаете в Петербург. Что это было?
ФЕДОР: Кстати, эту смотровую площадку я вам сейчас покажу!
Мчатся по территории «Ленфильма».
А что вас удивляет? Сказал, что перееду, значит… Но только летом.
КСЕНИЯ: Правильное решение: те, кто решается на такой шаг нашей зимой, к лету уже обычно живут опять в Москве.
На ослепительном солнце меланхолично поблескивает первый снег, в целом дубак.
ФЕДОР: Может, кстати, и весной! А вот, взгляните, офис нашей «НМГ-Студии», маленький, с левой стороны (Art Pictures Studio, сооснователем которой был Федор Бондарчук, стала частью «Национальной Медиа Группы». — Прим. ред.). Мы много здесь снимаем, соответственно, рекрутируем профессионалов и выпускников киношкол, которых заодно и воспитываем в процессе.
Поднимаются на крышу. Вид — нереальный. С одной стороны как на ладони Александровский парк и Петропавловская крепость, с другой — «Лахта-Центр».
ФЕДОР: Смотрите, какая красота! Тысяча сто квадратных метров! Вот здесь и награждайте своих знаменитых петербуржцев. Я прямо вижу, как летом играет музыка, собирается классная публика, все пьют шампанское. Вы бы сюда ходили?
КСЕНИЯ: Если прямо шампанское — ходила бы. Как думаете, есть у Петербурга шанс стать столицей русского кинопродакшна? Лос-Анджелесом на берегах Невы? Сейчас столько всего снимают в городе — Петербург превратился в тотальную съемочную площадку.
ФЕДОР: Это точно! Пошел я тут летом покупать японские джинсы (есть у вас такие хорошие места), смотрю — за окном магазина снуют одинаково одетые люди. Думаю, что‑то движение мне больно знакомо, выхожу, а там мужики с поливалкой и с пиротехникой. Спрашиваю, что снимают, оказывается, нового «Майора Грома». Я, конечно, пошел со всеми поздороваться. Иду себе дальше к «Ленфильму» и ровно через 15 минут встречаю следующую съемочную группу. Но я заметил, что по большей части команды везут из Москвы. А вот зачем, если можно работать с местными? Предполагаю, что весна 2024-го по съемкам будет еще интенсивнее. Все думают, что киноиндустрия максимально разогрета и бума уже не может быть, но вот совсем не факт. По цифрам — в конце лета в Москве в продакшне было более 159 проектов. В Петербурге — более 50. И Петербург может больше. Неоспоримый плюс вашего города — наличие локаций. Минус — страшный дефицит кадров, особенно сотрудников среднего звена. Большая надежда на Петербургский институт кино и телевидения и на его обновленный совет попечителей — в составе теперь и продюсер Сергей Сельянов, и продюсер Сергей Мелькумов, с которым я делал «Сталинград» и «9 роту», и вообще много достойных кинематографистов. Нужно все восстанавливать.
КСЕНИЯ: Вы не думали сделать киношколу на базе «Ленфильма»?
ФЕДОР: Так этим мы, по сути, с СПбГИКиТ и займемся. Студентам отдадим целый павильон, пусть практикуются в условиях реально работающей киностудии. Кроме того, у нас третий сезон «Ленфильм-дебюта» на подходе. Это полугодовая лаборатория для сценаристов и режиссеров-дебютантов в полнометражном игровом кино на базе студии. Только что прошел финальный питчинг десяти выпускников второго сезона, среди кураторов — Максим Пежемский, Анна Пармас, Николай Хомерики, Алексей Попогребский. Большая и важная работа. По сути весь «Ленфильм» — киношкола. Мастерская Александра Сокурова в Нальчике за десять лет принесла стране номинацию на «Оскар» и три победы в Каннах. Есть у кого учиться, слава богу, но необходимо отстроить все процессы.