Двойной стандарт. Как воспитывать «обычного» ребенка рядом с вундеркиндом
Проблема воспитания одаренных детей — тема не одной научной работы и множества дискуссий. Вопрос о том, как рядом с вундеркиндом растить «обычных» детей, часто остается в тени. Психолог Катерина Мурашова предлагает решение на примере из своей практики
Понимаете, я сама — бывший вундеркинд.
За таким началом часто следуют подробные рассказы о том, как вундеркинда неправильно в детстве воспитывали, и как родители, гордясь ребенком и собой, сначала всячески способствовали и развивали, учителя и прочие взрослые ахали, сформировалось чувство своей исключительности — а потом жизнь обманула ожидания, способности из детства куда-то делись, все стало таким тусклым, и вот мне уже 40, а я все по этому поводу страдаю. Приходят обычно в таких случаях за подробным разбором — что не так было сделано 30 лет назад и к чему привело, хотя думать надо о том, как оставить все это в прошлом, перестать искать виноватых и сосредоточиться на «здесь и сейчас», на обычной нормальной жизни обычного взрослого человека. А вот этого-то бывшие вундеркинды как правило и не хотят. Они хотят сладко страдать о своем ярком и исключительном, хотя и «неправильном» прошлом.
В общем, ожидания от визита были у меня самые пессимистические. Однако Клавдия — так звали пришедшую ко мне женщину — опрокинула их все разом одной фразой:
— Но моим родителям на мои способности было наплевать.
— Да неужали? А как проявлялись способности?
— Стандартный набор, — отмахнулась Клавдия. — В три года читала, в четыре писала истории с продолжениями печатными буквами, в пять знала таблицу умножения и все на все умножала. В том числе трехзначные числа в уме.
— И что родители?
— Родители говорили: ну и что? ЭВМ вон куда лучше считают. И бабушка добавляла: а вот постель за тебя счетная машина не приберет. И шнурки не завяжет. И я не буду, раз ты у нас уже такая большая и умная — так что учись и завязывай сама.
— Какие милые люди, — со сложным чувством отреагировала я.
— Отличные люди. Геологи-полевики. Весь Советский Союз объездили. И сейчас оба работают, а папа после инфаркта еще и в поле норовит каждый год на три месяца уехать. В тундру, за Полярный круг.
— А бабушка? — почему-то спросила я.
— Бабушка изначально была военнослужащая. Потом 40 лет преподавала курсантам картографию и борьбу за живучесть судна. В общем, бэкграунд у меня вроде бы на все сто. Однако я почему-то оказалась не готова.
— Не готовы к чему?
— У нас с мужем две дочери. Мы с ним живем отдельно, развелись. Однако детей воспитываем совместно. У него другой семьи сейчас нет, хотя это он со мной развелся — по инициативе его тогдашней любви. А у меня уже почти два года есть сожитель Сережа, моложе меня на пять лет.
— И в чем проблема? — уточнила я.
— Старшая, Ксюша, такой же вундеркинд, как я когда-то была. Считайте, как кальку сняли.
— И вы с мужем не удержались и дали ей все то признание ее уникальности, которое умные родители с бабкой недодали в детстве вам самой? — охнула я. И опять ошиблась.
— Нет, нет, — закрутила головой Клавдия. — Тут мне, можно сказать, повезло, я вовремя вашу лекцию про то, что бывают задержки, а бывают ускорения развития прослушала, и бывшего мужа заставила. И Ксюше уже лет в шесть все это объяснили: «Все идут по дороге жизни и попутно учатся, развиваются. В детстве бывают те, кто быстро и вперед бежит, бывают те, кто неторопливо идет и отстает до времени от основной группы. А потом все вырастают и становятся нормальными взрослыми людьми. Вот как мы с твоим папой. Я в детстве вперед бежала». «А я слегка отставал, — через некоторое время и очень кстати вспомнил Сережа. — Меня во втором классе даже на второй год оставили, потому что я буквы в словах путал и предложения не дописывал».