Как правильно вести себя с ребенком с тяжелым заболеванием
О том, как взрослому человеку правильно общаться с тяжелобольными детьми, нормально ли испытывать стеснение и страх, и о том, есть ли разница в отношении к больному и здоровому ребенку, рассказывает руководитель психологической службы Детского хосписа «Дом с маяком» Андрей Давыдов.
Дети с тяжелыми заболеваниями требуют постоянного внимания родителей и специалистов и гораздо большего ухода, чем здоровые. Но речь идет не только о помощи физического характера. Не стоит забывать и о базовых потребностях в коммуникации и развитии. На способы взаимодействия с ребенком, у которого тяжелый недуг, влияет множество факторов: от степени тяжести заболевания до наличия у ребенка бытовых навыков.
«Я вижу в тебе человека»
Думаю, стоит начать с пояснения, что существует два типа тяжелых заболеваний как у детей, так и у взрослых: излечимые и неизлечимые.
В первом случае медицина в силах обеспечить необходимое лечение, не меняя или меняя незначительно качество жизни. Неизлечимые же заболевания — это те, которые ухудшают качество и срок жизни человека, часто ограничивают его в движении и развитии.
Ребята с такими заболеваниями очень разные. У кого-то есть ограничения в движении, но при этом когнитивная сфера не затронута или затронута частично (мышечная дистрофия Дюшенна, СМА, муковисцидоз и прочее). Кто-то совершенно иначе воспринимает мир, не может говорить, имеет трудности со зрением, слухом…
Сразу скажу, что формулировка «Как правильно вести себя с ребенком с тяжелым заболеванием» изначально провокативная, усложняющая наше восприятие таких детей, будто нужно пройти специальное обучение, чтобы просто общаться. Это не так.
Наша общая человеческая трудность во взаимодействии с детьми часто возникает тогда, когда мы просто их не слышим
Дети бесконечно все спрашивают, и взрослым важно быть с ними в постоянной коммуникации: говорить, объяснять, показывать, интересоваться, что ребенок делает, предлагать делать что-то вместе и, главное, слушать его.
Очень важно относиться к любому ребенку как к человеку вне зависимости от того, здоровый он или больной. Мне кажется, большая проблема в том, что часто в общении мы изначально не на равных. Причем это может происходить при разных обстоятельствах: врач с пациентом, учитель с учеником, родитель с ребенком.