Апотропеи, персоны, горгонейоны
Какие маски были у людей античности — и зачем они им были нужны? Рассказываем о том, как и почему древние греки и римляне прикрывали лица усопшим, какую функцию выполняли театральные маски вне стен амфитеатров и от каких врагов защищала маска Медузы Горгоны.
Гиппократ, известнейший медик античности, считал, что воздух — «пневма» — источник распространения заболеваний. Воздух содержит «болезнетворные миазмы», вдыхая которые, человек заболевает. Но поскольку защититься от воздуха невозможно, Гиппократ и его последователи советовали сменить место жительства.
Вот что пишет, например, один из Псевдо-Гиппократов (именем Гиппократа подписывали самые разные медицинские трактаты):
Но когда болезнь какая-либо будет действовать эпидемически, тогда очевидно, что не образ жизни причиною ее, но то, что мы вводим в себя дыханием, и, очевидно, именно это последнее вредит нам каким-то болезненным заключающимся в нем выделением. «О природе человека», пер. В.И. Руднева
Таким образом, защищаться от дыхания больного человека нет смысла, ибо болезнь распространена в воздухе. Именно его и следует очищать, меньше вдыхать, а то и вовсе сменить.
Римляне, конечно же, думали точно так же, как и греки. Вот как устами Гнея Тремелия Скрофы рассказывает о своем дальнем предке древнеримский писатель Марк Теренций Варрон:
Вот наш Варрон: когда войско и флот стояли в Коркире и все дома были полны больных и умерших, он проделал новые окна и открыл дорогу северному ветру; преградил доступ зараженному воздуху, переставил двери, принял ряд других подобных же мер и благодаря своему усердию вернул домой своих спутников и домочадцев здравыми и невредимыми. «Сельское хозяйство», пер. М.Е. Сергеенко
Зато в античности были в ходу маски другого применения — от забвения ушедших близких, от мирского, от скуки и печали, от пустоты места обитания и, конечно же, защиты от врагов. О них мы и поговорим.
Маски от забвения — погребальные
По вполне понятным причинам сферой самого раннего применения масок в древности были религиозные обряды. Погребальная маска — статусный атрибут похорон. Уже для Восточного Средиземноморья четырехтысячелетней давности изготовление масок умерших правителей — вспомним Древний Египет и потрясающую маску Тутанхамона — традиция.
В древнегреческой культуре мы такие маски встречаем в микенских гробницах середины второго тысячелетия до нашей эры. Генрих Шлиман, который открыл миру эти погребальные сооружения, связал их с легендарной микенской династией Атридов, а самую эффектную назвал «Маской Агамемнона» — не атрибутировав, конечно, а посвятив царю Микен XIII века до нашей эры, хорошо известного благодаря гомеровской «Илиаде». Не так уж важно, что находки Шлимана старше Атридов лет на 300. Они — свидетели тому, что маска-апотропей (защитник от злых духов) сохраняла индивидуальные черты лиц умерших в мире, где еще не было портретов на надгробиях.
Ту же роль — сохранение внешнего облика умершего — играли маски и в культуре этрусков в VII в. до н.э. Этот италийский народ практиковал кремацию: в гробницу в Кьюзи ставили урну с пеплом покинувшего мир живых, и на нее прикрепляли бронзовую маску. Позднее урны стали изготавливать с крышками в виде человеческой головы с лицом, а на саркофагах появились скульптуры лежащих фигур, изображавших похороненных в них.
Из этого обычая выросла римская традиция делать из воска посмертные маски родственников и хранить их в домашних ларариях. На основе этих масок заказывали бюсты из более долговечных материалов — дерева, глины или даже мрамора. Таким образом уже ушедшие в мир иной представители рода «оставались» в доме, охранять и защищать своих потомков.
Считается, что традиция изготовления этих бюстов, поскольку стремилась к реалистичной передаче черт усопших, привела древнеримское искусство к портретной скульптуре.
В первых веках нашей эры в Римском Египте греко-римское влияние на местные погребальные традиции привело к новому способу сохранения лиц усопших. На деревянных досках в технике энкаустики (расплавленными красками с добавлением воска), а позднее темперными красками рисовали погрудные портреты. Одежда, прически, украшения выписывали настолько реалистично и тщательно, что они служат подспорьями в определении датировки погребений. Эти картины клали в могилы — прямо на мумии. По месту первых находок в современном искусстве они получили название «файюмских портретов».
Маски от мирского — культовые
Маски носили не только мертвые, но и живые. Участники мистерий — тайных культовых празднований — переодевались в богов и их спутников. Помимо одежды и атрибутов часто использовались и соответствующие маски.
Но вот беда: большинство таких мистерий следовали широко известному правилу Бойцовского клуба. Поэтому подробных описаний этих таинственных мероприятий в античных источниках нет.
Тем не менее, известно, что в пришедших в древнюю Европу с Востока культах маски играли не последнюю роль.
Например, в римских ритуалах почитания египетских богов присутствовала маска собакоголового Анубиса. Вероятно, о ней речь в «Жизнеописаниях августов», когда рассказывается, что император Коммод «брил голову и носил изображение Анубиса», да еще и «больно ударял по бритым головам жрецов Изиды мордой идола» (пер. С.П. Кондратьева).
В трактате древнеримского историка Аппиана есть рассказ о нетривиальном использовании такой маски во время проскрипций второго триумвирата: