Как обустроить домашнюю студию звукозаписи при скромном бюджете
Почему сведённый трек нужно проверять на паршивой Bluetooth-колонке, какие плагины выгоднее брать новичку и с каким синтезатором работал Ханс Циммер, создавая саундтрек к «Тёмному рыцарю», — в пересказе Pitchfork.
2010-2020-е годы — подходящее время, чтобы начать писать музыку, считает Pitchfork. На рынке появилось много бюджетного оборудования, которое подойдёт для дома и поможет при этом добиться того же звучания, ради которого раньше музыканты бронировали профессиональные студии.
Чтобы помочь новичкам подобрать подходящие установки и инструменты и сэкономить, издание пообщалось с экспертами. Те рассказали, какие системы предпочитают сами и почему ограничения не так плохи и могут, наоборот, подарить авторам творческую свободу.
Компьютеры
Большинство новичков в качестве основного элемента используют в своей домашней студии обычный компьютер — устанавливают на нём коробочные решения вроде Ableton Live и Logic Pro X, чтобы записывать, редактировать и сводить дорожки.
Операционные системы в данном случае особого значения не имеют, считает издание: выбирать можно ту, на которой музыканту удобнее работать. Главное помнить, что некоторые приложения совместимы лишь с одной ОС — как Logic Pro X, который доступен только для пользователей Mac.
Впрочем, на рынке существуют обходные решения: например, ПО Boot Camp — оно позволяет установить ОС Windows на Mac. «Windows я использую, чтобы записывать живые инструменты, а Mac для продакшена», — говорит исполнительница и музыкант Zora Jones.
Компании также могут в конечном счёте выпустить версию ПО для разных ОС, пишет издание. Например, FL Studio двадцать лет работала только на Windows, а с 2018 года доступна также для пользователей Mac.
Выбор между стационарным компьютером и ноутбуком зависит от того, как и где привык работать человек. «Свои любимые треки я сводил в незнакомых кафе или сидя на кровати, так что мобильность определённо способствует творчеству», — говорит музыкант Diamondstein.
По словам издания, настольный ПК всё же дарит больше возможностей, но сами музыканты отмечают, что привыкли работать даже с самыми обычными ноутбуками. «Большую часть своей электронной музыки я записал на 11-дюймовом MacBook Air с 4 ГБ оперативки, и ничего страшного не случилось. Наоборот, ограничения вынуждали меня искать новые подходы и потому помогли развить свой особый стиль», — говорит продюсер Anthony Naples.
На производительность аудиоредакторов влияет не столько объём оперативной памяти, сколько скорость работы жёсткого диска, говорит мексиканский продюсер Siete Catorce. Поэтому, по его словам, лучше купить накопитель SSD — он гораздо быстрее обрабатывает данные.
А если музыкант не планирует загружать множество плагинов и запускать тяжелые программы, то лучше уделить внимание периферийным устройствам. Купить, например, дополнительный монитор, предлагает шведский продюсер Sissel Wincent.
Аудиоинтерфейсы
Аудиоинтерфейс, который ещё иногда называют звуковой картой, может стоить сотни долларов, но взаимодействует с ним музыкант чаще всего всего один раз: купив его и единожды подключив. С помощью него автор:
- Подключает к компьютеру инструменты для записи — синтезаторы, микрофоны, гитары.
- А также динамики как внешний источник звука.
- И преобразует цифровые и аналоговые аудиосигналы.
На компьютерах предустановлены аудиоконвертеры, которые позволяют среднестатистическому пользователю общаться в Zoom или слушать Spotify через динамики на ноутбуке, пишет издание. Но они не отвечают требованиям профессионалов индустрии.
Так что любой аудиоинтерфейс будет лучше встроенных конвертеров, а насколько — зависит от его цены. Если музыкант хочет использовать сразу несколько синтезаторов и драм-машин, то в звуковом интерфейсе должно быть достаточно входных каналов.
Если опыта мало, то начать лучше с карты с четырьмя «входами» — чтобы понять, как устроена маршрутизация сигнала, считает хаус-продюсер Galcher Lustwerk. «Главное убедитесь, что он поддерживает MIDI и несильно задерживает звуковой сигнал, иначе элементы записи будут долго синхронизироваться», — говорит он.
Наиболее ходовыми аудиоинтерфейсами опрошенные посчитали
- Популярный у подкастеров Focusrite Scarlett 2i2 за $110 — он располагает двумя каналами и подойдёт начинающим электронщикам.
- Scarlett 4i4 за $230 — по четыре входных и выходных отверстия; позволяет записывать одновременно четыре монофонических источника или два стереоисточника.
- Audient ID4 за $187 — особенно подойдёт тем, кто пишет звук с микрофонов, поскольку имеет встроенный микрофонный предусилитель.
- SSL2+ за $280 — лучшая, по мнению Anthony Naples, бюджетная карта с хорошим регулятором громкости.
Среди более дорогих музыканты выделяют Apogee Duet за $649 и RME Fireface UCX за $1599 — оба отличаются «безупречным качеством передачи звука». А музыкант Ziúr хвалит аудиоинтерфейс UAD Apollo X6 за $2199 — тот быстро обрабатывает плагины и не нагружает оперативную память.