Как найти, завоевать и удержать крутого фрилансера
Согласно недавнему исследованию, 33% россиян уже выполняют разовые задачи или полноценно работают без оформления в штат, при этом полностью перейти на фриланс готовы 27% опрошенных, а еще 45% считают этот вариант вполне вероятным. Во многих компаниях часть задач выполняют фрилансеры. Сотрудничество с внештатными исполнителями совсем не похоже на работу с обычными сотрудниками. Вот как выстроить работу со специалистами на аутсорсе правильно.
С чего начать
Найм фрилансера — ключевой этап. Ошибки при выборе специалиста ставят под угрозу качество выполнения задачи целиком. В первую очередь обратитесь к своим знакомым и партнёрам по бизнесу. Прямая рекомендация не только сэкономит время на поиск, но и сразу даст примерное представление о ценах на нужные услуги. Это убережёт вас от переплаты в 2—3 раза выше стандартных расценок.
Правда, «сила фейсбука (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)» может подвести вас в самый неподходящий момент. У наших партнеров был неприятный опыт с найденным через соцсеть исполнителем, который предложил работать через некий сервис, где нужно было внести предоплату, после чего дизайнер перестал выходить на связь. Поэтому, если вы ищете фрилансера в соцсетях, обращайте внимание на количество общих друзей и не стесняйтесь расспрашивать их о незнакомом вам человеке.
Если рекомендаций у вас нет, фрилансера нужно подбирать через специализированные биржи или сообщества. Принцип подбора схож с поиском сотрудника в штат. После оценки профилей, портфолио, отзывов и формирования списка кандидатов им нужно дать тестовое задание и оценить его результаты.
Тест как квест
Ставьте боевые задачи. Проще всего оценить потенциал фрилансера на реальных, а не специально придуманных заданиях, даже небольших. Если результат будет хорошим, его можно будет использовать в деле (и в этом случае нужно обязательно оплатить работу кандидата, бесплатного труда быть не должно). Понятно, что в этом случае приходится брать на себя риск финансирования неудачных заданий. Но тест нужен в первую очередь нам.
Срок как индикатор. Назначайте дедлайн выполнения задания. Можно спросить исполнителя, сколько ему нужно времени, и проанализировать подход человека к оценке своих временных затрат. Не трагедия, если исполнитель пообещал выполнить работу за три дня, но не уложился в срок, при условии, что он предупредил о задержке. Мы нормально относимся даже к тому, что человек в течение оговорённого срока отказывается от заказа и уведомляет об этом. У всех случаются форс-мажоры. Худший вариант, когда за эти 3 дня человек просто пропадает. Искать его нет смысла. Если уже на этом этапе начались проблемы, значит, у кандидата проблемы с самоорганизацией.