Как Михаил Зыгарь зарабатывает на революции в медиа
Привет!
Меня зовут Лера Житкова, я редактор канала «Карьера и свой бизнес» на сайте Forbes.
Обычно о Forbes вспоминают, когда хотят почитать про миллиардеров, их компании, яхты, земли и гастрономические причуды. Но не миллиардерами едиными жив российский бизнес: их у нас всего несколько сотен, а небольших компаний и индивидуальных предпринимателей — миллионы.
Сегодня мы запускаем почтовую рассылку «Forbes. Идеи для бизнеса», в которой будем рассказывать о том, как они добились успеха и что нужно сделать, чтобы открыть собственный бизнес с нуля.
Как Михаил Зыгарь зарабатывает на революции в медиа
Начнем мы с истории про одного из самых талантливых журналистов в России, Михаила Зыгаря, который стал успешным предпринимателем. Как ему это удалось?
«Strangely enough it all turns out well. how? I don't know, it's a mystery», — говорит о своем проекте «История будущего» бывший главред телеканала «Дождь» Михаил Зыгарь, цитируя героя фильма «Влюбленный Шекспир». В конце 2015 года Зыгарь объявил, что уходит с поста главреда телеканала «Дождь», который занимал пять лет. Многие связывали его уход с выходом книги «Вся кремлевская рать. Краткая история современной России» о ближайшем окружении Владимира Путина. Она вышла за несколько месяцев до отставки журналиста — в октябре 2015 года.
Бизнес-модель
По словам самого Михаила Зыгаря, решение не было связано с политикой. «Хотелось зависеть от себя и иметь возможность реализовать то, что я придумал», — говорил Михаил Зыгарь в интервью Forbes. Основная модель монетизации — интеграция брендов. Среди коммерческих партнеров Зыгаря — МТС, Альфа-банк, «Яндекс», Pepsi, Mercury и другие.
«Панический ужас» первых месяцев свободного плавания сменился четким планом уже в 2016 году. Сегодня среди партнеров студии Зыгаря «История будущего» — Buzzfeed, британский телевещатель Viasat, французская газета Liberation.
Первым громким запуском студии стал мультимедийный проект «1917», издателем которого выступил «Яндекс», а партнерами — Сбербанк и фонд Дмитрия Зимина. Проект Зыгарь придумал вместе с сооснователем студии, журналистом и медиаменеджером Кареном Шаинянном (в этом году он покинул проект).
Ставка на западный рынок
«Для запуска нужно было найти команду и деньги, примерно 30 млн рублей на два года», — рассказывал Зыгарь. Когда проект запустился и команда Зыгаря перевела «1917» на английский язык, им заинтересовались британские и американские СМИ. Именно тогда медиапредприниматель решил сделать ставку на западный рынок.
Первым проектом, ориентированным на западного зрителя, стал сериал для мобильных телефонов «1968 digital». Найти зарубежных партнеров и инвесторов оказалось непросто — многие американские миллиардеры и медиамагнаты отказали. «И вот мы едем-едем по США, все безысходнее и безысходнее, и в конце пути, на вершине голливудского холма, в домике, построенном Уолтом Диснеем, мы приезжаем к изобретателю визуального языка screenlife Тимуру Бекмамбетову. И он становится первым человеком в Америке, который говорит: «Окей, делай это», — рассказывает Зыгарь.