Сати Спивакова: Искусство должно уметь утешать
«Канарейка» — так называется новый спектакль Театра Наций с Сати Спиваковой в роли Марии Каллас. Актриса и телеведущая рассказала «Снобу» о реальной жизни роковой оперной дивы, своем «возвращении» в актерскую профессию, соотношении гениальности и несчастья и поиске тем для искусства в новых реалиях
Сейчас в Москве идут два спектакли о Марии Каллас: «Канарейка» в Театре Наций с вами в главной роли и «Мастер-класс» в Театре Вахтангова, где Каллас играет Людмила Максакова.
К сожалению, я пока не видела спектакля вахтанговцев. А вообще спектакль по пьесе Терренса Макнелли «Мастер-класс» видела дважды. В Париже в исполнении Мари Лафоре в конце 90-х годов и в исполнении моей близкой подруги Фанни Ардан. Изначально взяв эту пьесу как материал, я не очень понимала, как к ней подступиться: Макнелли придумал образ, который к реальной Каллас не имел отношения. Если сейчас взять и послушать ее джульярдские мастер-классы (а сохранились их аудиозаписи), там царит совсем другая атмосфера, нежели в пьесе. Реальная Каллас не похожа на мегеру, она дает уроки с невероятной нежностью, добротой, снисхождением к молодым.
Кстати, я с Каллас была знакома через одно рукопожатие. Ныне покойный музыкальный агент моего мужа Мишель Глотц был агентом Каллас и продюсером ее дисков. Он дружил с ней до последнего дня. Мишель тоже говорил мне, что в пьесе «Мастер-класс» нет Марии, потому что она никогда не была резкой, никогда не дерзила.
После 24 февраля 2022 года у Театра Наций права на пьесу отозвали. Евгений Витальевич Миронов предложил соломоново решение: «Давайте перепишем пьесу». Мы стали фантазировать, какими могли бы быть последние дни певицы, что она могла вспоминать о своей жизни, о тех мастер-классах в том числе. Известный факт: последние месяцы жизни Мария Каллас принимала огромное количество антидепрессантов. Моя мама шесть лет страдала болезнью Альцгеймера, и я знаю, что при деменции, как и при приеме сильных лекарств, бывает такое пограничное состояние, когда человек принимает одних людей за других, домработницу за дочку, отца за брата и так далее; находится в своей реальности. Мы зацепились за эту идею. А еще вспомнили, что есть эссе Марии Варденги, написанные для журнала «Домовой» — вымышленные письма Каллас Аристотелю Онассису. В итоге мы попросили Варденги написать пьесу совместно с режиссером Дмитрием Сердюком.
Чья была идея поставить спектакль о Каллас?
Последние годы я играю в двух спектаклях Театра Наций — «Метафизика любви» и «Моими глазами». Мне хотелось чего-то нового. Я предлагала разные названия Евгению Витальевичу, он остановился на «Мастер-классе», режиссером выбрал Дмитрия Сердюка. Это уже третий наш с ним проект. Дима — человек невероятно тонкой душевной организации, безумно талантливый, в нем столько идей, огня и актерского дарования. Как режиссер, мне кажется, он идет к вершине мастерства семимильными шагами. Он очень тонко чувствует форму, у него безупречный вкус и чутье на поэзию, на музыку, на современное звучание музыки в контексте спектакля и в контексте сценографии. И еще один момент — Дмитрий очень любит репетировать и копаться. Как и я. И он всегда поддерживает своих артистов, все время за кулисами, начеку. Это очень важно.