Конец банковской тайны? Что изменится после решения Федерального суда Швейцарии
В конце июля было принято ключевое для швейцарских банков решение: высший судебный орган Швейцарии постановил, что данные о почти 40 000 клиентах швейцарского банка UBS должны быть переданы французским налоговым органам. Что это означает для налогоплательщиков по всему миру?
Федеральный суд Швейцарии удовлетворил запрос Франции о передаче ее налоговым органам данных о налогоплательщиках за прошлые годы, которые предшествовали введению автоматического обмена информацией в рамках CRS.
Для банковского сообщества эта новость стала сюрпризом, поскольку запрос французской стороны вступал в противоречие со стандартами банковской тайны: согласно существующим законам, запрошенная информация о счетах передаваться не может. Однако суд счел достаточными предоставленные французской стороной гарантии, что передаваемая информация не будет использована для иных целей, помимо изложенных.
Данное разбирательство началось в 2016 году, когда французские налоговые органы обратились в Федеральную налоговую администрацию (FTA) Швейцарии для получения исторических данных из UBS о клиентах, которые живут или ранее проживали во Франции. В 2018 году FTA согласилась помочь французским налоговикам, но UBS совместно с владельцами счетов обратились в Федеральный суд Швейцарии и получили поддержку. При этом параллельно в Париже шло судебное разбирательство, в ходе которого UBS был признан виновным в оказании помощи клиентам в уклонении от уплаты налогов, и в результате банк был оштрафован на €3,7 млрд.
В июле высший суд Швейцарии заявил, что FTA может передать французским властям данные о счетах, которые включают имена и адреса тысяч французских граждан, подозреваемых в сокрытии средств в Швейцарии. Но, как указал суд, эти данные не могут быть использованы против UBS прокуратурой Парижа в рамках текущего уголовного процесса во французском суде. UBS по-прежнему отрицает все обвинения.