Основатель Promobot Олег Кивокурцев — Forbes: «Любите, пожалуйста, деньги»
Герой нового выпуска Forbes Digest — сооснователь компании Promobot Олег Кивокурцев — рассказывает, из чего сделаны российские роботы и кто их покупает
Олег Кивокурцев родился и вырос в Перми. Там же в 2015 году, вместе с партнерами-технарями, основал компанию Promobot, которая за семь лет прошла путь от штучных заказов для пермских торговых центров до производства больших партий роботов для российских и зарубежных клиентов и крупных выставок. Олег множество раз попадал в объективы камер федеральных каналов как пример успеха простого парня из региона. О нем в своих выступлениях говорил премьер Михаил Мишустин, на производство в Promobot приезжал Дмитрий Медведев, а президент Владимир Путин даже пожал роботу руку.
От комиксов к роботам
«Для того чтобы я стал заниматься производством роботов, сошлись две вещи. Во-первых, я пришел к тому, чтобы заниматься предпринимательством. Как и многие люди, я люблю деньги и еще со школы занимался разными проектами в области предпринимательства. Во-вторых, я хотел реализовать себя в инженерной сфере. Меня с ранних лет волновало, что все, что нас окружает, сделано не в России. Я мечтал заниматься каким-то производством. У нас был такой предмет в университете — робототехника, там я впервые с этим познакомился и уже дальше обнаружил, что каждый пятый пылесос в Европе на самом деле — робот.
В 2011-2012 годах уже активно начали появляться роботы — мойщики окон, бассейнов. То есть рынок готов к предложениям, нужно было просто их формировать. И как раз сервисные роботы, консультанты — это то направление, которое выстрелило.
Моим первым успешным бизнесом в школе была продажа самодельного мерча из «Наруто» (популярная японская манга (комикс) и аниме-сериал. — Forbes). Я тогда зарабатывал неплохие деньги, столько же, сколько и мама. На четвертом курсе университета я зарабатывал тем, что пересдавал базу отдыха «Политехник». Ее не было вообще в интернете, а я приехал туда, все отфоткал и размещал объявления о сдаче в аренду. Люди переводили мне деньги, на 100% больше, чем эта база стоила в реальности, так что я был таким подпольным рантье. Еще занимался поставками оборудования в рестораны: разные кофемашины, оборудование для чая. Но все это время я чувствовал, что что-то в своей жизни делаю не так.
А затем я попал на конференцию, куда одновременно приехали ведущие представители венчурной индустрии, стратапов со всей России. Я посмотрел на этих ребят, как они выступали со сцены — у них были крутые машины, много денег, и я захотел быть таким же, как они. Там же я увидел, что одни из первых создателей школы робототехники выставили в ряд детских роботов, нажали кнопку, роботы начали танцевать, и вокруг них выстроилась огромная толпа. А я понимал — это все ведь достаточно детское, и в робототехнике можно сделать намного больше.
В университете я понял, что это бескрайний рынок. Чтобы сделать робота, нужны, по сути, три составляющих: программирование, аппаратная часть и механика. Механику я понимал — учился на инженера-конструктора, программирование было на базовом уровне, электроника — очень плохо. Тогда же я в сообществе во «ВКонтакте» познакомился с Игорем Еремеевым, который как раз умел все, кроме конструирования. Еще я пригласил Максима Утева, лучшего конструктора на нашем курсе. Мы втроем встретились, начали работать — и через 30 дней продали нашего первого робота в Чехию за валюту».
Первый Promobot
«Мы начали активно ходить по конференциям, форумам и выяснили, что у в России очень хорошо развита экосистема инноваций. Мы начали получать гранты, и от Фонда содействия инновациям получили 400 000 рублей. На одной из конференций мы познакомились с Алексеем Южаковым, который позже стал нашим председателем совета директоров. А тогда он как раз пришел выступить с напутственной лекцией для начинающих стартаперов. Я ему сказал, что у нас есть классные разработки в области робототехники, и он предложил сделать робота, который выглядит как человек, потому что именно такие вызывают наибольший интерес. Южаков дал нам $10 000, и мы начали собирать первый прототип Promobot в гараже на окраине Перми. Через четыре месяца робот был готов, хотя он был далек от того, что из себя сейчас представляет Promobot.
Первым нашим клиентом была пермская торговая сеть «Семья». Им нужно было ускорить продажу цветов, и наш робот ездил и говорил: «Тот, кто розы покупает, тот весь день благоухает. Подходи, не стесняйся, задавай вопросы. Лучшие розы от производителя». Робот смог увеличить продажи в три раза. У нас появилась статистика, что он увеличивает продажи, и в течение следующих двух месяцев мы продали 10 роботов.