Как Dyson создает и тестирует новые модели пылесосов
Репортер "ПМ" побывал в центре исследований и разработок компании Dyson, где тысячи инженеров заново изобретают пылесос. Это место оказалось устроено сложнее иного военного завода: мы видели там роботов, 3D-принтеры, безэховую камеру, в которой корреспондент мечтал побывать еще школьником, и много других чудес. Все это собрано здесь, чтобы делать не ракеты и не танки, а всего лишь пылесосы. Это не рекламная статья, поэтому мы не напишем "лучшие в мире" или "самые мощные на свете". Но мы своими глазами видели, как их делают. А потом тестируют. А потом переделывают. И еще раз.
Роботу дали пылесос и сказали бить им об пол; робот послушно ломает технику - сорок раз в минуту роняет пылесос, пока не пойдет первая трещина. “Где тонко - там рвется, а мы посмотрим и укрепим конструкцию в этом месте; новый вариант снова дадим роботу и посчитаем, на каком ударе пластик снова не выдержит”, - объясняет инженер. Нам еще повезло: сейчас роборука дубасит пылесосом о ковер, и шума уже немало, а ведь иногда испытывают и на бетонном полу.
Так в центре разработок Dyson проверяют пылесосы на ударную нагрузку, и это только малая часть сложного процесса испытаний и доработки. Мы находимся в огромном, на несколько футбольных полей, ангаре, одном из пяти корпусов центра R&D компании Джеймса Дайсона под городком Малмсбери. Вокруг - поля и перелески, на холмах пасутся овцы, в городке - маленькие домики и старинное аббатство. Инновациями тут не пахнет, даже ключи в гостиничных номерах обычные, не электронные; в старейшем в Европе отеле “Старый колокол” не любят новинки техники. Зато в пятнадцати минутах пешком, в хозяйстве Dyson найдутся и промышленные роботы, и 3D-принтеры, и прочий хайтек. Пылесосы, фены и сушилки Dyson здесь не производят - заводы вынесены в азиатские страны. В Малмсбери разрабатывают новые концепции, ищут технические решения и тестируют прототипы.
Каждый раз заново
Сейчас в Малмсбери только и разговоров, что о последней модели Dyson Cyclone V10 - беспроводном пылесосе Dyson, способном работать целый час на одном заряде аккумулятора и не уступающем мощностью проводным аналогам.
На его разработку ушло около трех лет; пришлось сделать новый двигатель, новый компрессор, принципиально изменить аэродинамику всей системы - в общем, переделали каждый винтик. Такая уж у компании философия - не оставлять в новых моделях ничего от старых. “Этим мы отличаемся от производителей, например, самолетов. В новом Boeing может быть другой двигатель, но шасси от старой модели, никто не создает самолет с ноля - это было бы невероятно дорого. А мы каждый новый пылесос делаем заново”, - рассказывает нам один из инженеров Dyson, пока мы пьем кофе в корпоративной столовой. Над головами обедающих сотрудников висит фюзеляж Лайтнинга - непонятно, повесили его тут из общей любви к технике или как напоминание о некотором превосходстве создателей пылесосов над строителями самолетов.
Нас ведут туда, где разрабатывают двигатели. В лаборатории на видных местах разложены старые модели - от двигателя первой модели Dyson размером с чайную чашку до миниатюрного V10 меньше катушки видеопленки. “Первая модель была вдвое мощнее электромоторов конкурентов, - рассказывает нам инженер, - следующая - вдвое мощнее предыдущей, и так далее”.
От замысла к воплощению
Оригинальная идея звучала просто: “Давайте сделаем аккумуляторный пылесос, который будет работать действительно долго”. На деле это означало, что Dyson выходит на неизведанную территорию: принципиально беспроводных устройств, без режима работы от сети компания раньше не выпускала. В 2007 году вышла модель Dyson DC16, который мог работать автономно шесть минут; в следующих моделях срок работы аккумулятора постепенно увеличивался, но даже в последнем варианте, Dyson V8, не превышал 40 минут; нужно было больше.