В едином ритме
Богатые, бедные, черные, белые… Какая разница! В танце все равны. Так считают доминиканцы. Они танцуют всегда и везде. Художник за мольбертом, носильщик в отеле и даже полицейский на посту
Грохот. Кажется, выбили дверь этажом выше. «Байлар контиго!» («Танцевать с тобой!») — кричит Энрике Иглесиас из чьего-то смартфона. Смех, визг, ритмичный стук. Потолок дрожит. Танцуют? Я сонно вглядываюсь в дисплей мобильника: два часа ночи. Вообще-то трехэтажная вилла Gansevoort в городке Сосуа возле Пуэрто-Платы — элитный дом отдыха и уединения для состоятельных интровертов. Даже персонал шепотом разговаривает…
Прислушиваюсь к отрывочным фразам сверху. Оказывается, к моим соседям нагрянул доминиканский дипломат в компании консьержа и водителя Даниеля, который меня сюда привез. Накрываю голову подушкой. Но заснуть так и не удается.
— Вы, наверное, всю ночь ром дегустировали? — интересуюсь наутро у Даниеля.
— Что ты! Я же за рулем. Да и зачем пить? Едва заслышу близкие сердцу ритмы, как ноги сами пускаются в пляс, — смеется водитель. И вдруг, отпустив руль на полной скорости, начинает хлопать в ладоши и подскакивать в такт быстрой балаганной песенке, доносящейся из автомагнитолы. — Это ведь меренге!
Ритм сердца
Меренге — главный танец Доминиканы. С 30 ноября 2016 года входит в список нематериального наследия ЮНЕСКО. Действует на доминиканцев сильнее, чем ром аньехо 10-летней выдержки. Еще бы: у меренге выдержка — пять столетий.
— Меренге течет у нас в крови, его ритм совпадает с биением наших сердец, — говорит Даниель.
По одной из версий, танец создали предки доминиканцев — африканские рабы испанских и французских колонизаторов. Они работали на сахарных плантациях и золотых рудниках острова Гаити с оковами на ногах. Движения были ограничены: небольшие шажки влево-вправо и наклоны. Надсмотрщик подстегивал невольников розгами — те подскакивали. Так появился ритм.
В 1790-е годы началась постепенная отмена рабства. Не все французы и испанцы поддерживали освободительное движение — некоторые пытались укрепить свои позиции рабовладельцев и колонизаторов. Невольники окончательно освободились в 1822-м, а в 1844-м испанское политическое сообщество «Тринитария» провозгласило восточную часть Гаити независимой Доминиканской Республикой. Гражданами молодого государства стали чернокожие, мулаты и белые европейцы. А композитор Хуан-Баутиста Альфонсека положил ритм плантаций на мажорную музыку. Получился легкий жизнеутверждающий танец, которому дали имя merengue. Почему так — точно неизвестно. Сами доминиканцы связывают название танца с воздушным пирожным меренгой (безе): движение венчика при взбивании белков и танцевальные шаги чем-то похожи.
Вероятно, доминиканцы считали меренге началом новой, сладкой жизни. Но плясать от радости было рано: юной республике не хватало сил и ресурсов на самоуправление. За доминиканские земли боролись Испания, Франция и США. Периодически нападали соседи с Западного Гаити. Страна погрязла в долгах. В 1861 году Доминикана была аннексирована Испанией, в 1916-м — оккупирована США. Запад не хотел никаких напоминаний о рабстве и африканской культуре. Активисты пытались запретить провокативный танец, но безуспешно.
А в 1930 году к власти пришел Рафаэль Трухильо. Правитель вернул доминиканцам меренге типико (версию времен Альфонсеки), велел сочинить вариации — новые мелодии и слова — на тему меренге и объявил танец национальным достоянием.
Трухильо был выходцем из доминиканских низов. К тому же он хотел с помощью меренге расположить к себе народ, показать, что «жить стало веселее». Впрочем, народом диктатор считал белое и «не слишком темное» население страны. Трухильо ненавидел свои африканские корни. По его приказу солдаты вырезали тысячи чернокожих. Когда в 1961-м Трухильо убили заговорщики, меренге превратился в танец свободы и равноправия. А Доминикана — в танцплощадку…
На улице Пуэрто-Платы теснятся домишки всех цветов радуги с ажурными наличниками и белыми балконами. Строили их еще испанские колонизаторы. Разморенные горожане прячутся под зонтиками уличных кафе. Художник с мольбертом в тени фламбояна («огненного дерева») рисует колониальный дом, а его ноги непрерывно двигаются влево-вправо. Это потому, что бродячий музыкант, сидя на каменном крыльце дома, бренчит на гитаре меренге. Полицейский у дорожного перекрестка вытаскивает из кармана звонящий мобильник, но отвечать не спешит. Мелодия звонка — меренге! И пожилой коренастый страж порядка вдруг начинает извиваться в такт, будто игуана.