Проблемы со сном превратились в глобальную эпидемию

GQЗдоровье

Как бороться с мировой эпидемией недосыпа?

Кто укладывает в постель Криштиану Роналду? Почему глава Netflix считает своим главным конкурентом сон?

Антон Иванов

Проблемы со сном перестали быть частным делом и превратились в глобальную эпидемию. Бизнес несе­т огромные убытк­и из-за невнимательности уставших сотрудников, а число погибших в авариях с уснувши­ми за рулем уже превышает количест­во жертв ДТП с участием пьяны­х водителей. Долго искать источник этой проблемы не придется – он у нас в кармане.

Это в детстве наши усталые игрушки спали, давая отдохнуть и нам. Игрушки взрослых не дремлют. Смартфон превратил человека разум­ного в человека тревожного. Он дал нам непрерывную связь с работой и постоянный доступ к играм, сериалам и соцсетям. Если в XX веке начальник мог позвонить вам домой только в экстренном случае, а голубой экран ночью показывал лишь помехи, то теперь рабочие сообщения сыплются на нас круглосуточно, и стресс от них мы снимаем, покупая развлекательный контент на том же самом­ уст­ройстве. На нашей бессоннице давно зарабатывают глобальн­ые корпорации и даже не скрывают этого.

Когда в 2017 году генерального директора Netflix Рида Хастингса спросили, кого он считает главным конкурентом своей компании, он назвал не Amazon и не HBO: «Мы конкурируем со сном, – честно признался топ-менеджер. – Когда вы смотрите шоу на Netflix, вы не спите до поздней ночи». И даже если остальные цифровые гиганты в этом не признаются, для них ваше время – такая же вожделенная цель и ключ к их дальнейшему росту. Netflix (капитализация $156 млрд), Amazon ($875 млрд), Facebook ($476 млрд) и другие знают одно: чем меньше человек спит, тем больше он потребляет контента и больше приносит дохода. Неудивительно, что в том же 2017 году Всемирная организация здравоохранения впервые подняла тему планетарной эпидемии ­недосыпа.

К счастью, помимо развлекательных империй есть люди, чей бизнес состоит в том, чтобы помогат­ь нам спать правильно. Тренеры по сну, или слип-коучи, уже вошли в штат помощников многих звезд, но если вы узнаете, во сколько обходятся их услуги, то точно не уснете. Поэтому, чтобы сберечь ваши нервы и деньги, мы попросили члена Национального общества по сомнологии и медицине сна, кандидата медицинских наук Екатерину Тарасенко научить нас спать правильно.

«Людей, которым нужны какие-то уникальные советы по сну, немного, – доктор Тарасенко, похоже, решила с ходу лишить слип-коучей их высоко­оплачиваемой работы. – Всем нам нужно примерно одно и то же. Истинных сов, жаворонков и тех, кому достаточно спать по четыре-пять часов, надо еще поискать. Большинство людей – скорее голуби: их пик активности приходится на десять утра, а на сон им нужно семь-восемь часов. Дело в том, что за ночь для полноценного восстановления мы должны пройти через пять циклов сна, каждый из которых занимает в среднем полтора часа. Так что быстрее отдохнуть не ­получится».

Под циклом следует понимать последовательность из двух фаз. При медленном сне (с него начинается ночь) организм находится в полном покое – замедляются сердцебиение и обмен веществ, снижается давление. Далее следует быстрый сон, который во многом похож на бодрствование: мы чаще дышим, у нас повышается температура, зрачки движутся под закрытыми веками (разве что нет сигналов от органов чувств). Именно в этот момент человек видит сны.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении