Photoshop для чайников: как кайтсерфинг помог создать компанию стоимостью $3,2 млрд вдали от Кремниевой долины
Австралийка Мелани Перкинс вдали от Кремниевой долины запустила стартап, который конкурирует с Adobe и Microsoft. В самом начале эпохи Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) она создала приложение Canva, позволяющее быстро и просто нарисовать картинку или отредактировать фото. Чтобы проникнуть в тусовку венчурных инвесторов, предпринимательнице пришлось начать заниматься кайтсерфингом. Это принесло плоды: Canva оценивается в $3,2 млрд и уже приносит прибыль, а состояние Перкинс превышает $400 млн. Сама она говорит, что пока сделала только 1% из запланированного.
Жарким майским утром 2013 года генеральный директор Canva Мелани Перкинс дрейфовала на кайтборде в проливе между частными островами Неккер и Москито миллиардера Ричарда Брэнсона.
Бесполезный опавший девятиметровый парус плыл рядом с ней, подгоняемый мощным карибским течением. 26-летняя предпринимательница несколько часов ждала спасения. Удерживаясь на плаву и страдая от боли в левой ноге, которую она поранила, когда налетела на коралловый риф, Мелани напоминала себе, что ее новое опасное хобби стоило того. В конце концов, это был ключевой пункт плана завоевания инвесторов для стартапа, который она запустила со своим бойфрендом шесть лет назад.
Их компания Canva, разработчик программного обеспечения для графического дизайна, находилась в Австралии — в тысячах километров от технологического кластера Кремниевой долины. Даже устроить встречу — не говоря уже о привлечении финансирования — было непросто. Перкинс отказали более ста инвесторов. Поэтому, познакомившись с человеком из группы венчурных капиталистов — любителей кайтсерфинга на конкурсе питчей в своем родном Перте, Перкинс приступила к тренировкам. В следующий раз, когда бы группа собралась посмотреть презентации стартапов и, возможно, выписать решающие чеки на посевное финансирование, она должна была оказаться за столом переговоров, даже если для этого нужно было броситься в коварные воды. «Ситуация была такова: риск — серьезные травмы, приз — возможность создать бизнес, — описывает Перкинс. — Если уж удалось сунуть ногу в дверь, нужно как-то протиснуться дальше».
Такая целеустремленность была необходима компании Canva, которая начинала с оформления выпускных альбомов в Перте, столице штата на западном побережье Австралии. При таком скромном происхождении Canva выросла в глобального гиганта. Более 20 млн пользователей из 190 стран используют приложение формата «фримиум» для разработки чего угодно: от эффектных постов в Pinterest до элегантных меню ресторанов. Помимо невероятно привлекательной стоимости (миллионы пользователей не платят вообще ничего, пользуясь бесплатной версией), ключевым преимуществом Canva перед продуктами конкурентов, включая ИТ-гигантов вроде Adobe, является простота использования. До появления Canva дилентантам приходилось кое-как рисовать эскизы в Microsoft Word или платить бешеную цену за сложные профессиональные инструменты. Сейчас любой желающий может скачать Canva и начать творить уже через десять минут.
Доход компания получает от продаж премиум-версии с более продвинутыми опциями за $10 в месяц, а с недавних пор — и от продаж оптимизированных корпоративных аккаунтов. Стоковые фотографии высокого качества — их у Canva миллионы — стоят еще по $1. Доход постепенно увеличивается. В этом году компания надеется удвоить выручку до $200 млн. В последнем раунде финансирования на $85 млн она была оценена в $3,2 млрд. Перкинс, участнице рейтинга Forbes «30 до 30: Азия» 2016 года, принадлежит предположительно 15% компании. Эта долю можно оценить в $430 млн. Плюс сопоставимая доля у 34-летнего сооснователя Canva и жениха Перкинс Клиффа Обрехта. Состояние австралийской пары, вероятно, превышает $800 млн.
В эпоху миллиардных чеков от SoftBank и безудержных трат WeWork Перкинс и Обрехт ведут дела иначе. Они каучсерферы, которые предпочитают бюджетные путешествия частным самолетам. Этим летом, когда Canva уже была оценена более чем в $2 млрд, Обрехт сделал Перкинс предложение и преподнес кольцо за $30 в Каппадокии, турецком регионе, который любят бюджетные туристы. Самое удивительное: Canva утверждает, что получает прибыль еще с 2017 года — по крайней мере, если использовать популярный у стартапов показатель скорректированного EBITDA, очищенного от расходов на опционы, финансирование и уплату налогов. «Мы очень старались не привлекать слишком много капитала, потому что мы прибыльны уже два года», — говорит Перкинс.
Все начинается с самой Перкинс, которая нанимает каждого нового сотрудника (сейчас их 700) только после тщательного анализа наиболее чувствительных финансовых показателей Canva и прежних презентаций для инвесторов. Пока другие основатели «единорогов» хвастаются своими покупками, Перкинс хранит все чеки. И по мере развития Canva она пытается доказать, что глобального IT-гиганта можно создать где угодно. «Мелани принадлежит к редкому виду предпринимателей, таких не часто встретишь», — говорит Мэри Микер, опытный инвестор интернет-компаний, чья новая фирма Bond Capital в мае сделала Canva своим первым объектом инвестирования.