Зимний букет
Когда Хоси Миягава, сотрудник корпорации NEGP, впервые в истории полностью переписал себя в Виртуал, это на какое-то время, конечно, выскочило в топ новостей, но мировой сенсацией всё же не стало.
Настоящая сенсация разразилась лет через пять, когда выяснилось, что NEGP, к тому времени сильно разросшаяся и переименованная в VIRTU-M, наладила промышленное производство аппаратуры для трансляции личности и уже переселила в загадочный мир около двухсот человек, в подавляющем большинстве — безнадёжно больных.
Поворотным пунктом стало знаменитое интервью, появившееся под броским заголовком «Я обманул свою смерть» (его сразу перепечатали большинство информационных агентств). Один из первых виртуальных переселенцев Найджелл Брэд Хилл, семидесятишестилетний профессор Гарварда, рассказывал, как врачи вынесли приговор: жить осталось не более четырёх месяцев. Но, вознёсшись в пространство виртуальной вселенной, он не только победил всевластную смерть, но и, отринув немощи изношенного, слабого тела, достиг подлинного бессмертия. При этом профессор Хилл подчёркивал, что ни одного бита личности он при переселении не потерял; напротив, обрёл новые силы и совершенно неожиданные способности, что и доказал, опубликовав, уже будучи в Виртуале, три блестящие статьи в самых авторитетных научных журналах.
Через год число переселенцев достигло сотен тысяч, а потом — почти сразу — миллионов. Компания VIRTU-M превратилась в мощнейшую и влиятельнейшую корпорацию и начала строительство Порталов практически по всему миру. Способствовали этому и щедрые государственные ассигнования. Правительства многих стран были рады избавиться от непомерного социального бремени — тяжело больных людей. И что гораздо важнее, от людей «третьего возраста», содержание которых тяжким грузом давило на национальные экономики. Вслух об этом никто, разумеется, не говорил, но кредитование VIRTU-M по самым низким процентам свидетельствовало само за себя.
Казалось, найдено решение одного из тяжелейших вопросов современности. Отныне человек имел не только краткую земную жизнь, отягощённую с рождения до смерти трудами, болезнями и заботами, но и жизнь возвышенную, небесную, избавленную от онтологического негатива, жизнь теоретически вечную, поскольку, по мнению экспертов (многие из которых, как позже выяснилось, были оплачены VIRTU-M), виртуальная личность, являясь психологически полноценной, могла существовать практически бесконечно.
Свершилось чудо. Бессмертие из золотой мечты человечества превратилось в реальность. Блага, которые оно предвещало, казались неисчислимыми. «Золотой город», спроектированный дизайнерами VIRTU-M, с его хрустальными арками, цветными фонтанами, виллами в окружении водоёмов и пышных садов, произвёл колоссальное впечатление на общественное сознание. А то, что он построен из пикселей, а не из «физического» кирпича, бетона, стекла, значения не имело. «Бессмертники», как их сразу же начали называть, заверяли родственников, друзей и знакомых, вообще каждого, кто их слушал, что виртуальные ощущения ни на гран не отличаются от земных: вы пьёте тот же манговый сок; находясь в саду, ощущаете такое же благоухание цветника; разговаривая с приятелем, воспринимаете его именно как «физического человека». Разницы никакой. Разве что всё это лучше, чище, ярче, выразительней, чем на Земле.
«Мы достигли рая, — темпераментно писал в редакционной колонке обозреватель ведущей газеты. — То, о чём тысячелетиями грезило человечество, наконец стало явью. Пиксели ничего не стоят, и в Виртуале любой может построить мир в соответствии со своими желаниями. Причём, в отличие от христианского рая, где желания строго регламентированы — слушай музыку арф и пей нектар, — в виртуальном раю могут быть реализованы все человеческие мечты, абсолютно все, даже те, которые считаются негативными. Вы можете жить в роскошном дворце или в чистом поле, стать императором или долгожданным мессией, сражаться с драконами, извергающими огонь, или, если вдруг захотите, можете сами превратиться в огнедышащего дракона. Склонятся перед вами народы и страны, вся Вселенная распахнётся для вас и только для вас. Никаких финансовых или моральных ограничений здесь нет: в своём собственном мире вы — бог, царь и герой. Но главное, что в Виртуале вы обретёте величайший из великих даров — бессмертие. Как феникс, возродившись в цифровом, нетленном формате, вы взлетите над бренной реальностью и на крыльях вечности поплывёте сквозь века, эпохи и тысячелетия…»
Многие тогда думали именно так.
Был, правда, и фактор, сдерживавший эти восторги. Почти сразу же выяснилось, что переселение в Виртуал — необратимый процесс. Экспертам много раз пришлось объяснять, что он не тождествен привычному копированию файлов. Нельзя пересадить цветок по частям. То есть можно, конечно, укоренить отдельные его листья, веточки, стебельки, но это будут уже автономные растительные единицы, отличающиеся от исходной. Применительно к человеку это будут самостоятельные — земная и виртуальная — личности. Виртуализация, объясняли те же эксперты, не копирование сознания, что даже в принципе неосуществимо, а одномоментное перемещение всей динамической целостности на другой носитель. Обратная же трансляция невозможна: психические диспозиции мозга, из которого сознание удалено, тут же начинают подвергаться чисто биохимическим изменениям, образуется совершенно иная базовая конфигурация, на которую прежнее сознание, кстати тоже уже подвергшееся изменениям, невозможно «посадить». То есть вернуться из виртуального мира в исходную физическую ипостась нельзя.
Разразился грандиозный скандал. Выяснилось, что «биологические носители», иными словами, тела людей, ушедших в Виртуал, просто уничтожаются. Сеть заполонили ролики, где можно было увидеть, как в саркофаге с лежащим в нём человеком вспыхивает ослепительный, как ядерный, свет. Затем он медленно меркнет и через некоторое время в поддон соскальзывает пластмассовая капсула с прахом.
Ролики запечатлели также и знаменитые «караваны смерти» — целые колонны фургонов, вывозящие контейнеры с капсулами в укромные места. Впрочем, более половины их грузилось на танкеры и отправлялось в океаны. Специалисты VIRTU-M на всех телеэкранах клялись, что оболочка капсул сделана из безвредных, легко растворяющихся материалов, а сам прах — комплекс различных минеральных веществ — природе не вредит. Напротив, происходит обогащение скудных почв. Тем не менее материалы с заголовками «Кладбищенский вихрь», «Мы дышим смертью», «Глобальные похороны Земли» набирали в сетях десятки миллионов просмотров.