Как бизнесмены и миллионеры открывают музеи на Урале
Екатеринбург — лидер в России по количеству частных музеев. Почему уральские бизнесмены-коллекционеры открывают музеи и что привлекает в них публику — в фоторепортаже Forbes Life
В центре Екатеринбурга, в окнах-витринах первого этажа новостройки выставлены живописные принты по мотивам мировой мифологии. На лубочных работах Зевс соблазняет Данаю, а Геракл с лицом Евгения Ройзмана (внесен в список иноагентов) побеждает Немейского льва. Это фасад музея «Невьянская икона», созданного коллекционером, бывшим бизнесменом и бывшим мэром Екатеринбурга Евгением Ройзманом.
«Моя идея — вставить изображения в окна», — говорит Евгений Ройзман корреспонденту Forbes. Это его первое интервью на следующий день после того, как в отношении Ройзмана вступил в силу приговор по уголовному делу о дискредитации российской армии. Решением суда Евгений Ройзман должен выплатить штраф, все ограничения его личных свобод отменены. Без малого год он провел без интернета и телефонной связи, за это время он сдал кандидатский минимум на историческом факультете Уральского федерального университета и начал работу над диссертацией. Тема научной работы Ройзмана — «Невьянская школа иконописи. Иконописный промысел на горных заводах Урала: факторы эволюции».
Из шести собраний Евгения Ройзмана — неофициальных художников Урала 1970–1980-х годов, невьянской иконы, живописи и графики Миши Брусиловского, наивного искусства, живописи и графики Василия Денисова, народного искусства и предметов крестьянского быта — его первой публичной коллекцией стала невьянская икона. Иконописная школа старообрядцев существовала в Невьянске, первой горной столице империи Демидовых, в XVIII–XIX веках. В 1997 году Ройзман выступил инициатором и издателем альбома Уральского университета, посвященного невьянской иконе, где были опубликованы иконы из государственных и частных собраний. Ройзман вспоминает, что следующий шаг — открытие музея «Невьянская икона» — стал логическим продолжением взрывного интереса к уральской иконописи после выхода альбома.
Возвращение невьянской иконы
Невьянские иконы отличает особенная декоративность: как отмечает историк-искусствовед Галина Голынец, невьянцы прибегали к сплошному золочению, листовое золото наносилось на полимент (основу), создавая насыщенный теплый тон живописи. В цветовой гамме преобладали все оттенки красного, от нежного земляничного до розово-лилового и пурпурного, зеленого и синего. Сложное сочетание цветов и использование минеральных пигментов, промышленное производство которых было освоено только в XVIII–XIX веках, создают впечатление свежести и новизны невьянской иконописи. По мнению искусствоведов, очарование невьянской школы — в смешении современной колористики, европейских влияний и стремлении сохранить древние традиции, благодаря чему на иконах возникают особые, имперсональные лики. Первый публичный успех пришел к невьянской иконописи в 1887 году на Уральской научно-промышленной выставке.
Екатеринбургский комитет по изучению церковно-археологических древностей, основанный в 1911 году, открыл свой музей с постоянной экспозицией. В 1919–1921 годах фонды музея УОЛЕ (Уральского общества любителей естествознания, позднее Свердловский областной краеведческий музей) пополнялись ценностями, реквизированными в купеческих усадьбах и вынесенными из закрытых храмов и монастырей. В 1923 году на заседании УОЛЕ Жильбер Дюлонг, официальный представитель французского отделения Красного Креста на Урале, сделал доклад «Заметки по вопросу уральского иконописания», где выразил надежду открыть в музее галерею уральской старинной живописи. Однако история сложилась так, что вышедший в 1997 году альбом «Невьянская икона» впервые ввел в научный оборот большинство из 150 опубликованных памятников.
Музей Евгения Ройзмана, открытый в декабре 1999 года, стал первым частным музеем иконы в постсоветской России. «В те годы своим примером я показал собирателям, что страна изменилась, что с этой властью можно работать», — говорит Евгений Ройзман.
В музее было выставлено 185 икон, создана реставрационная мастерская, где, по сути, возникла школа реставрации невьянской иконы, Ройзман с сотрудниками выезжал в экспедиции, выпускал «Вестник музея «Невьянская икона». Поначалу музей не брал денег за вход. В первые 10 лет его посетило более 300 000 человек, а владелец музея, по его словам, заплатил более $600 000 аренды. О том, во сколько ему обошлась коллекция музея, Евгений Ройзман не говорит.
С 2010 года музей открыт в новом пространстве, принадлежащем коллекционеру. Сейчас в коллекции музея более 1000 икон. В экспозиции около 300 икон, церковные одеяния, меднолитая пластика (складни и кресты), предметы крестьянского быта, некоторые из них являют собой примеры варварского обращения с иконами, например сундук, сколоченный из иконных досок. За вход в музей ввели плату, 400 рублей, чтобы отсечь нецелевую аудиторию, у которой главный вопрос: «А где он взял столько денег?» «Этот музей 18 лет был бесплатным. 18 лет! — подчеркивает Ройзман. — Домашние уже взвыли. А если они узнают, сколько вообще это стоит, меня из дома выгонят». По словам коллекционера, сегодня операционные расходы музея «Невьянская икона» составляют около 300 000 рублей в месяц. В музее работают пять реставраторов. Для каждого посетителя проводит экскурсию научный сотрудник музея, часто это сам Евгений Ройзман.
Свою мотивацию Ройзман называет преодолением провинциального «комплекса Мамина-Сибиряка». «Все мои действия — Музей наива, музей невьянской иконы, музей художников Екатеринбурга (коллекция хранится у Ройзмана, участвует во временных выставках. — Forbes), музей Миши Брусиловского (не имеет пока своего помещения. — Forbes) — мероприятия по борьбе с исторической несправедливостью», — говорит Евгений Ройзман.
Итоги этих «мероприятий» (коллекция современного уральского искусства начала формироваться в 1986 году, а коллекции икон, по его словам, уже больше 40 лет) Ройзман определяет так: невьянскую икону перестали вывозить из Екатеринбурга, начался процесс возвращения икон в регион, в том числе покупки на западных аукционах, выросли цены на иконы и на неофициальное искусство художников Екатеринбурга, возник музейный интерес к современному искусству, расширился круг коллекционеров, появились частные музеи.