Как Анджелина Джоли прошла путь от драматических ролей до феминистских сказок
Анджелина Джоли ассоциируется с образом опасной соблазнительницы, но в ее фильмографии можно найти сильные драматические роли. Ко дню рождения актрисы Forbes Woman вспоминает картины, в которых Джоли сыграла женщин в состоянии саморазрушения, а также ее режиссерские работы о людях, пострадавших от войн, и благотворительные проекты.
Семья и саморазрушение
Анджелину Джоли можно было бы назвать nepo-baby: она родилась в семье актеров Джона Войта и Маршелин Бертран, ее крестными были звезды 1960–1980-х Жаклин Биссет и Максимилиан Шелл. Однако едва девочке исполнился год, родители развелись, и Анджелину с братом воспитывала мать, оставившая актерскую карьеру.
На отца Джоли с малых лет затаила обиду. Она вспоминала, что множество детских фотографий с ним сохранились лишь потому, что Джон Войт проводил время с детьми на глазах у прессы. Актриса помирилась было с отцом во время съемок приключенческого боевика «Лара Крофт: Расхитительница гробниц» (2001), но уже через год отказалась от его фамилии, с тех пор использует вместо нее свое второе имя — Джоли. В ответ Войт заявил, что Анджелина «страдает серьезными ментальными расстройствами». Отец и дочь снова возобновили общение в 2016 году, после начала тяжелого бракоразводного процесса Джоли с Брэдом Питтом. И все же позже актриса признавалась, что трудно достичь полного взаимопонимания с человеком, который оставался в стороне, пока его дочь занималась саморазрушением.
Подростковый период оказался для амбициозной и талантливой Джоли суровым испытанием. Мрачную девчонку, которая интересовалась темой смерти, одевалась только в черную одежду из секонд-хенда и с семи лет периодически снималась в кино, одноклассники ожидаемо невзлюбили и регулярно травили. Уже тогда Анджелина начала практиковать селфхарм, а в старших классах к нему добавились расстройство пищевого поведения и наркозависимость. К 20 годам она успела перепробовать едва ли не все виды запрещенных веществ и только спустя много лет осознала, насколько ей повезло не умереть молодой.
Избавиться от желания причинять себе боль Анджелине помогла гуманитарная деятельность под эгидой ООН и забота о собственных детях. «Я знала, что как только я посвящу себя Мэддоксу, я больше никогда не буду заниматься саморазрушением», — говорила Джоли о приемном сыне, которого впервые увидела в камбоджийском приюте. Всего у актрисы шестеро детей (из них только трое — кровные от бывшего мужа Брэда Питта).
Вопрос опеки над ними стал одним из самых сложных в затяжном бракоразводном процессе. Джоли пришлось выдержать шквал критики со стороны журналистов, которые пытались уличить ее в «желании уничтожить бывшего мужа» — актриса обвинила Питта в домашнем насилии. «Я рассталась с Брэдом ради благополучия своей семьи. Это было правильное решение», — настаивала актриса.
Драматические роли
Прежде чем за Джоли закрепился публичный статус секс-символа и филантропа, она не расставалась с образом бунтарки. Актерским прорывом для нее стала роль старшеклассницы Кейт Либби, взламывающей программное обеспечение крупных корпораций, в триллере «Хакеры» (1995). Режиссер фильма Иэн Софтли вспоминал, что на кастинге 18-летняя Джоли зацепила его целеустремленностью и готовностью к радикальному перевоплощению: «У Энджи были очень длинные волосы, и при этом у нее не было никаких сомнений в том, чтобы расстаться с ними ради роли». Кстати, на съемках «Хакеров» Джоли познакомилась с Джонни Ли Миллером, который затем стал ее первым мужем, — но этот опыт она считает ошибкой: «Ты как будто теряешь свою личность. Ты внезапно становишься чьей-то женой и думаешь: «О, я теперь половина пары. Я потеряла себя».
За эпатажными «Хакерами» последовала серьезная драматическая роль в феминистском «Ложном огне» (1996). В фильме Аннетт Хэйвуд-Картер о школьницах в косухах, которые дали отпор учителю-харассеру, Джоли воплотила бесстрашную Легс. Ее одинокая героиня собрала девичью банду, учила подруг защищаться от враждебного мира и делать татуировки. Легс была похожа на саму Джоли в юности: тоже ненавидела школу, при любой возможности нарушала правила, выпивала, не стеснялась в выражениях и одевалась во все черное.
Следом за «Ложным огнем» в 1997 году вышел провокационный клип рок-группы The Rolling Stones на песню Anybody Seen My Baby? — в нем Анджелина сыграла стриптизершу, которая сбежала из клуба, где ей приходится развлекать мужчин, чтобы прогуляться по Нью-Йорку и почувствовать себя свободной. А через год свет увидел фильм «Джиа» (1998), в котором Джоли сыграла топ-модель Джию Каранджи — та добилась невероятного успеха в 1970-х, но страдала наркозависимостью и в возрасте 26 лет умерла от СПИДа. Окружение Джоли всерьез опасалось, что погружение в историю Джии спровоцирует у актрисы депрессивный эпизод и рецидив наркозависимости. Сама же она возлагала на эту роль большие надежды, считая работу над ней своего рода экспозиционной терапией. В итоге роль Джии принесла Джоли «Золотой глобус», а некоторые критики считали, что актриса достойна «Оскара», но за игру в телефильмах его, увы, не дают.