Как СССР цензурировал кинематограф

ForbesИстория

«Невежество» Эйзенштейна и нападки на Гайдая: как советское кино жило под цензурой

Василий Легейдо

grozni-63e0c0d22a2ff.jpg
Кадр из фильма "Иван Грозный" Сергея Эйзенштейна

Кинематограф, как и все остальные сферы искусства и общественной жизни в СССР, находился под строгим контролем властей. Цензоры отсматривали каждый фильм и определяли его судьбу: некоторые картины значительно сокращали, другие и вовсе запрещали. Иногда режиссерам устраивали строгие выговоры, а порой за непокорность даже отстраняли или исключали из партии. Историк Василий Легейдо рассказывает, как СССР цензурировал кинематограф.

В январе 2023 года член комитета Государственной Думы РФ по культуре Сергей Соловьев призвал вырезать из фильмов сцены с некоторыми актерами, отметив, что цензурировать кино нужно так, чтобы «резко не снижать качество и содержание». Ранее из опасения попасть под действие нового закона о запрете пропаганды ЛГБТ платформа Amediateka внесла изменения в сериалы «Белый лотос» и «Эйфория».

В уязвимом положении оказались и актеры. Из фильма ТНТ 2019 года «Эдуард Суровый. Слезы Брайтона» вырезали сцены с Иваном Ургантом и Максимом Галкиным (признан в РФ иностранным агентом). Чулпан Хаматову хоть и не убрали из военного фильма «Праведник», но в трейлере исторической картины актриса не появилась. А вот Дмитрия Назарова, который должен был сыграть в новой экранизации «12 стульев», сняли с роли Кисы Воробьянинова. Режиссер Петр Зеленов объявил, что сцены с опальным исполнителем переснимут с заменившим его актером.

Переход кинематографа и телевидения под контроль государственных ведомств — не новая тема для России. В Советском Союзе власти активно навязывали населению восприятие творчества прежде всего как идеологического рупора, необходимого для внедрения «правильных» установок. Ценность произведения во многом зависела не от эстетической и смысловой нагрузки, а от соответствия тезисам пропаганды. На пути к построению коммунистического общества искусство из самостоятельной сферы деятельности превращалось в инструмент для формирования у зрителей выгодного руководству страны видения реальности.

Как большевики обосновывали и внедряли цензуру в кинематографе

«Конечно, цензура нужна, — объявил Владимир Ленин после прихода к власти большевиков. — Не должно быть лент контрреволюционных и безнравственных».

Еще большую известность обрела другая фраза, которую Ленин предположительно произнес в беседе с Анатолием Луначарским в феврале 1922 года: «Из всех отраслей вашего художественного дела самая важная кинематография. Ею нужно заниматься в первую очередь».

Кинематограф контролировался и в последние годы существования Российской империи, но тогда выходило слишком мало фильмов, а общество становилось слишком разнородным, чтобы власть всерьез рассматривала его как средство воздействия на население. Революционеры уделяли этой сфере намного более серьезное внимание: в ближайшие месяцы после свержения Временного правительства в октябре 1917 года начали работу Народный комиссариат просвещения РСФСР, Киноподотдел при внешкольном отделе Государственной комиссии по народному просвещению, Московский и Петроградский кинокомитеты.

Впрочем, в период существования РСФСР основной своей задачей в отношении кино власти видели контроль за возможной антисоветской пропагандой. В фильмах того времени часто игнорировалась Октябрьская революция и сопутствующие социальные катаклизмы — Гражданская война, интервенция, террор против мирного населения. Большевики пока не требовали от режиссеров прославлять коммунизм. Достаточно было критически интерпретировать или вовсе никак не упоминать «враждебный» империализм. Для самих режиссеров создание картин вне исторического контекста стало способом выразить протест против радикальных преобразований.

В 1919-м вступил в силу Декрет о национализации, в соответствии с которым вся фотографическая и кинематографическая деятельность переходила в ведение наркома просвещения Анатолия Луначарского. Теперь создание и распространение фильмов в РСФСР могло осуществляться только через государственные структуры.

С начала 1920-х годов распространение получили героизировавшие Ленина и других лидеров революции новостные и документальные хроники. Классическим примером кинематографа той эпохи можно считать «Историю гражданской войны» Дзиги Вертова, в которой Красная армия героически спасала народ от угнетателей. Пропагандистская значимость фильмов возрастала.

В феврале 1923 года начал функционировать Комитет по контролю за зрелищами и репертуаром (Главрепертком). С тех пор ни один фильм или спектакль не мог публично демонстрироваться без разрешения этого органа.

На XIII съезде ВКП(б) было принято решение об объединении всех прокатных организаций на территории РСФСР в единое акционерное общество — Советское кино или сокращенно Совкино. В его обязанности входили «упорядочение» работы по рецензированию фильмов в прессе, цензурирование сценариев, а также контроль за импортом картин иностранного производства. Разрозненные и хаотичные попытки подчинить искусство революционным нуждам трансформировались в методичную деятельность разветвленного бюрократического аппарата.

Из 3686 фильмов, отсмотренных комитетом Главреперткома с 1923 по 1925 годы, под запрет попали 632. В 1925-м на экраны не выпустили четыре советских фильма из 265 и 195 из 662 иностранных картин. Примерно тогда же советский юрист, организатор кинопроизводства и директор кинофабрики Совкино Илья Трайнин сформулировал мотивы и приемы, за которые произведение могло подвергнуться цензуре: пошлость, мещанство, пацифизм, сентиментализм, антихудожественность, порнография, шовинизм, присутствие вредителей, агентов Антанты, бандитов, шпионов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Основатель города львов: как джентльмен Томас Раффлз создал Сингапур, но не смог обрести счастье Основатель города львов: как джентльмен Томас Раффлз создал Сингапур, но не смог обрести счастье

Раффлз сумел организовать в Сингапуре особую систему общественного устройства

Вокруг света
Реально ли изменить мышление с помощью аффирмаций? Реально ли изменить мышление с помощью аффирмаций?

Изучаем эффективный способ сознательно менять направление потока мыслей

ТехИнсайдер
Максим Аверин: «Без театра не могу, но и кино обожаю» Максим Аверин: «Без театра не могу, но и кино обожаю»

Для меня театр — не геолокация, а способ путешествия в этом мире

Коллекция. Караван историй
Мал да удал: как выглядят актеры-карлики, которые покорили Голливуд Мал да удал: как выглядят актеры-карлики, которые покорили Голливуд

Наши герои не вышли ростом, но это не помешало им сделать карьеру

VOICE
7 забытых ученых, совершивших переворот в науке. Их открытия приписали другим. А вам знакомы эти имена? 7 забытых ученых, совершивших переворот в науке. Их открытия приписали другим. А вам знакомы эти имена?

Многие гении, кардинально изменившие мир, порой остаются в тени

Вокруг света
Как вести себя на первом свидании, чтобы оно не стало последним: 2 главных правила Как вести себя на первом свидании, чтобы оно не стало последним: 2 главных правила

Секреты, которые помогут снять напряжение во время первой встречи

Psychologies
«Человек проворный и пронырливый» «Человек проворный и пронырливый»

Чем мир обязан сербу Савве Владиславичу?

Дилетант
Гипноз во сне с точки зрения науки: эффективная терапия или очередная Гипноз во сне с точки зрения науки: эффективная терапия или очередная

Разбираемся в гипнотическом сне: что это, эффективная терапия или шарлатанство?

ТехИнсайдер
«Я уже не маленький»: как отношения с родителями мешают нам быть уверенными «Я уже не маленький»: как отношения с родителями мешают нам быть уверенными

Как справиться с беззащитностью в себе и найти ресурсы действовать как взрослый?

Psychologies
Ла‑ла-вуд Ла‑ла-вуд

Как «Вавилон» Дэмиена Шазелла фальсифицирует голливудский миф

Weekend
5 любопытных фактов о кордицепсе — хищном грибе из The Last of Us 5 любопытных фактов о кордицепсе — хищном грибе из The Last of Us

Гриб кордицепс — фантастика наяву

Maxim
В каждой строчке только точки: как писатели признавались в чувствах, ревновали и просто нежно ворковали в любовной переписке В каждой строчке только точки: как писатели признавались в чувствах, ревновали и просто нежно ворковали в любовной переписке

Несколько правил любовной переписки с примерами великих писателей

Правила жизни
Феминизм: как женщины борются за свои права Феминизм: как женщины борются за свои права

Как и почему зародился феминизм, и как его вообще понимать?

ТехИнсайдер
«Мне все равно»: 3 фразы, которые нельзя говорить партнеру, — мнение психоаналитика «Мне все равно»: 3 фразы, которые нельзя говорить партнеру, — мнение психоаналитика

Некоторые фразы могут быть не так безобидны, как кажется

Psychologies
Ученый предложил простое научное объяснение случаям встречи человека и йети Ученый предложил простое научное объяснение случаям встречи человека и йети

Кого люди видели в темном лесу: йети или просто медведя?

ТехИнсайдер
Как воспитывать ребенка, чтобы он не захотел уйти из дома: 4 совета Как воспитывать ребенка, чтобы он не захотел уйти из дома: 4 совета

Что, помимо слов и ссор, подталкивает ребенка к уходу из дома?

Psychologies
«Налог на яйца»: как в СССР пытались поднять рождаемость и что из этого вышло «Налог на яйца»: как в СССР пытались поднять рождаемость и что из этого вышло

В СССР существовал налог на бездетность

VOICE
5 книг об устройстве Вселенной 5 книг об устройстве Вселенной

Книги о достижениях науки, астрофизики и сотворении Вселенной

СНОБ
Зельфира Трегулова: «Сегодня музей – последний демократический оплот культуры» Зельфира Трегулова: «Сегодня музей – последний демократический оплот культуры»

Зельфира Трегулова о том, как сделать классический музей доступным каждому

Правила жизни
Когда связи рвутся Когда связи рвутся

Как помочь ребенку пережить развод родителей?

Лиза
Элегия жизни и смерти: зачем смотреть фильм «Больше, чем никогда» Элегия жизни и смерти: зачем смотреть фильм «Больше, чем никогда»

«Больше, чем никогда» — история, речь в которой заходит о том, о чем все молчат

РБК
Могила неизвестного Павлика Могила неизвестного Павлика

История Павлика Морозова

Дилетант
Обратный отсчет Обратный отсчет

Витамины и минералы anti-age для женщин 45+, которые помогают не стареть

Добрые советы
Как вернуть жизни смысл, если все бессмысленно: 7 советов на каждый день Как вернуть жизни смысл, если все бессмысленно: 7 советов на каждый день

Когда почва уходит из-под ног, мы невольно задаем вопрос: зачем это все?

Psychologies
7 нереалистичных ожиданий от здоровых отношений 7 нереалистичных ожиданий от здоровых отношений

Что такое «здоровые отношения»?

Psychologies
Бесправие, месть и расследования: 5 фильмов о харассменте Бесправие, месть и расследования: 5 фильмов о харассменте

Фильмы о женщинах, столкнувшихся с домогательствами и насилием

Forbes
Талант любить Талант любить

Почему одни из нас счастливы в любви, а другие нет?

Лиза
Топ-5 портативных игровых консолей: на чем играть в 2023 году? Топ-5 портативных игровых консолей: на чем играть в 2023 году?

Почему портативные консоли заслуживают вашего внимания

CHIP
«Только когда я сам превратился в букашку, я понял, почему разглядывал природу» «Только когда я сам превратился в букашку, я понял, почему разглядывал природу»

Михаил Пришвин о людях, зверях и обществе

Weekend
Как инженеры НАСА испытывают детонационные двигатели для космических ракет: рев и пламя Как инженеры НАСА испытывают детонационные двигатели для космических ракет: рев и пламя

Вращающийся детонационный двигатель — будущее для путешествий в дальний космос

ТехИнсайдер
Открыть в приложении