Итоги десятилетия: как изменился мир искусства — и при чем тут Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), унитаз из чистого золота и фальшивая выставка на биеннале
Если спрямлять и упрощать, то за последние десять лет снобский арт-мир стал ближе к народу, аудитория искусства многократно расширилась, а само искусство продолжает бесконечно выворачивать наш мир постправды наизнанку. По просьбе Esquire Анастасия Ландер подвела арт-итоги десятилетия — декады, в которой инстаграм (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) сломил даже непробиваемые музейные институции, хайп стал синонимом художественной ценности, а Марина Абрамович — главной женщиной-художницей.
Подводить итоги десятилетия кажется непосильной задачей — мы столько успеваем сделать даже за неделю (не говоря о том, сколько делаем за год), что вспомнить важные события декады становится колоссально сложно. Поэтому я попробовала посмотреть на прошедшие десять лет не с точки зрения единичных событий, а с точки зрения запущенных ими процессов. Анализ получившегося списка приводит меня к тому, что арт-мир в 2010-е в своем развитии очень близок к миру доисторическому: мы все больше рассказываем истории — как визуальные, так и вербальные — и все сильнее вовлечены в конструирование нарратива — как личного, так и общественного.
Венецианская биеннале искусства и блокбастерные арт-ярмарки (Art Basel, Frieze, Paris Photo, FIAC) стали массовыми мероприятиями
Это случилось за четыре-пять лет — вдруг знакомые стали планировать отпуска в Венеции, Базеле и Лондоне, как бы между прочим бросая в разговоре: “Ну, увидимся на биеннале, на «Фризе», на «Базеле». Маттео Джаннази, консультант отдела обучения Венецианской биеннале (его в 2009 году слили с отделом маркетинга), говорит о том, что за последние 15 лет в реконструкцию Арсенала (второй площадки основной программы) вложены огромные деньги. С приходом Паоло Баратты на директорский пост в 2008 году стремительно развиваются образовательные программы и огромное внимание уделяется расширению аудитории. Надо помнить, что биеннале — это не просто выставка, но огромный фонд, который в первую очередь занимается образованием и продвижением не только современного искусства, но и музыки, архитектуры, кино, театра и танца, поэтому увеличение целевой аудитории — логичный шаг. Другой вопрос, что именно биеннале искусства — самая популярная из всех венецианских выставок, поэтому именно к ней привлекают максимальное количество посетителей. Что же до арт-ярмарок, то их цель — продажа выставочных пространств галеристам и привлечение к этим пространствам максимально большой аудитории за немаленькие деньги (дневной билет на обе ярмарки лондонской Frieze в 2019 году стоил £60). Так в арт-рынок оказываются все больше втянутыми не только его непосредственные игроки (художники, галеристы и кураторы), но и мы с вами. Если события и дальше будут развиваться в том же духе, то биеннале и арт-ярмарки со временем рискуют превратиться в недели моды в их последней версии: на первом ряду не редакторы, а инфлюенсеры, на ряд показов продают билеты, бренды-мастодонты устраивают светские ужины, на которых длинноногие обольстительницы выгуливают платья и ведут прицельную охоту за миллионерами. Не то чтобы это было плохо, но места искусству может и не остаться.
Иммерсивный театр и иммерсивные впечатления
Театр давно экспериментирует со способами разрушения “четвертой стены”, и вовлечение в действо зрителя — один из наиболее очевидных инструментов. Однако именно в 2010-е иммерсивные спектакли и партиципаторные впечатления всех видов и мастей стали массовым феноменом. Тут и инсценированные прогулки по городу в наушниках под руководством театральной труппы, и интерактивные спектакли, на старте которых зритель выбирает персонажа, в роли которого ему предстоит провести пару часов, и путешествия по декорациям с айпадом в руках или в шлеме виртуальной реальности — одновременно вовлекающие зрителя в действо и отрешающие его от мира вокруг.
Небывалый взлет онлайн-аукционов искусства и в целом массовый выход арта в интернет
Вслед за люксовыми брендами искусство тоже пошло в народ. Аукционные гиганты Sotheby’s, Christie’s, Phillips не только предложили клиентам возможность онлайн-торговли и отдельные онлайн-торги (и на своих площадках, и в сотрудничестве с агрегаторами-маркетплейсами наподобие Artsy), но и завели себе инстаграмы, в которых решительно заманивают аудиторию соцсети на аукционы гравюр, антикварных книг, ювелирных изделий и дорогих сумок. Любопытно, что при этом русский аккаунт Christie’s показывает только выставки московского офиса и международные новости, о московских торгах не говорят ничего. Все специалисты рынка сходятся во мнении о том, что Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) совершил революцию в наших покупательских привычках и демократизировал арт-индустрию (многим художникам теперь попросту не нужен галерист — они прекрасно продают через свой аккаунт). Нет смысла игнорировать столь мощный визуальный инструмент работы с аудиторией, который к тому же приносит прибыль.