Итоги Берлинале: за что получили призы фильмы-триумфаторы "Зла не существует" и "Никогда, редко, иногда, всегда"
На кинофестивале в Берлине победил один фильм о том, что зла не существует, и один фильм о том, что зло существует. Кинокритик Егор Москвитин рассказывает о победителях и других героях киносмотра.
У 70-го Берлинского кинофестиваля была сильнейшая программа. В основной конкурс вошли фильмы представителей самых разных школ и традиций. Живые классики Абель Феррара и Филипп Гаррель. Как никогда актуальные азиаты Хон Сан Су и Цай Минлян. Форвард немецкого кино Кристиан Петцольд и олицетворяющий будущее Германии Бурхан Курбани. Лидеры женской революции в американском кино Элайза Хиттман и Келли Райхардт. Итальянские гуманисты и хранители наивного искусства Джорджо Диритти и братья Д’Инноченцо. Наконец, российский enfant terrible берлинской программы Илья Хржановский, участие “ДАУ” которого в фестивале вызвало ожесточенные протесты.
Сменившееся руководство фестиваля охарактеризовало эти фильмы как серию уроков о том, что мир, в котором мы живем, с каждым днем становится мрачнее, страшнее, ожесточеннее и несправедливее. И что искусство не знает рецепта от этой эпидемии чумы — но все еще может утешить ее свидетелей и жертв. Но жюри фестиваля во главе с актером Джереми Айронсом рассудило иначе и дало главные награды двум фильмам, которые не мирятся с несправедливостью, а требуют от своих героев отчаянного сопротивления ей.
“Зла не существует” (реж. Мохаммад Расулоф)
В фильме, взявшем «Золотого медведя», речь идет о сопротивлении на грани самоубийства. Иранская картина “Зла не существует” состоит из нескольких новелл разной динамики и плотности событий, самое сильное впечатление из которых производят первая и вторая. В первой описывается день обычного мужчины, чем-то измученного и отчего-то неспособного на улыбку. Вот он забирает с работы жену, а дочку — с учебы; приезжает к пожилой матери, чтобы помочь ей помыться и прибрать квартиру; терпеливо и нежно красит волосы супруге; угощает пиццей дочь; делает щедрый подарок к чьей-то свадьбе, несмотря на маленькую зарплату. А ночью мужчина возвращается на работу, меланхолично режет на кухне салат, потом нажимает на какую-то кнопку — и зритель видит, как в соседней комнате падают с виселицы пятеро заключенных. Нам показывают только дергающиеся ноги (совсем как в “Кролике ДжоДжо”, где герой узнавал героиню по башмачку), но зрительское воображение легко рисует все остальное — и помогает доснять самую страшную сцену всего фестиваля.