История Каннского фестиваля: от Луи Люмьера до Спайка Ли
Разбираемся, как появилось одно из крупнейших событий в индустрии кино.
Самым первым значительным кинофестивалем считается Венецианский. Однако уже совсем скоро в индустрии появилась его достойная альтернатива, затмившая все, что было до этого. Приготовьтесь, мы начинаем путешествие в историю Каннского фестиваля.
1930-40-е
1938 год. Мир постепенно захватывает нацистская власть – Венецианский кинофестиваль не становится исключением. Победу одерживают пропагандистские фильмы, в том числе работа сына Муссолини. Тогда во Франции по инициативе Жана Зея – министра по делам образования и искусства – возникает идея создать альтернативу попавшему под нацистское влияние мероприятию.
За дело берется Луи Люмьер – один из братьев, создавших в 1895 году синематограф и организовавших первый коммерческий киносеанс. Он должен был стать председателем нового кинофестиваля. Дебютировать планировали в 1939 году, но показать успели только снятую по роману Виктора Гюго ленту «Горбун из Нотр-Дама» Уильяма Дитерле. Началась Вторая мировая война.
Первое торжественное открытие состоялось только в сентябре 1946-го в Каннах. Оно началось с показа советского документального фильма «Берлин» режиссера Юлия Райзмана. Правила проведения фестиваля были совсем не те, к которым мы привыкли сейчас. Так что приз разделили между собой сразу 11 конкурсантов. Во второй раз их было уже шестеро – и начали формироваться номинации, которые год за годом расширялись и менялись. Сначала мероприятие проходило в каннском казино. Только в 1949-м для его проведения открыли Дворец фестивалей – он же Дворец Круазетт.
1950-60-е
В первые несколько лет Каннскому фестивалю не хватало стабильности и денег. По этой причине событие отменяли дважды – в 1948-м и 1950-м. С 1952 года мероприятие начали проводить в мае – эта традиция сохранилась до наших дней (в отличие от многих других).
Некоторое время участники сами выбирали фильм, с которым отправлялись на кинофестиваль, что вызывало множество проблем и конфликтов. Какая-то сторона считала картину другого конкурсанта оскорбительной или клеветнической. Она покидала фестиваль, а за ней уходила и вторая сторона, тоже чувствуя недовольство.
«Делегаты часто хлопали дверьми и покидали фестиваль со словами: “Как вы могли позволить показ такую клеветническую картину?”»
«Делегаты часто хлопали дверьми и покидали фестиваль со словами: “Как вы могли позволить показ такой клеветнической картины?”», – рассказывает Жиль Жакоб, режиссер и президент Каннского фестиваля с 2001 по 2013 годы.
Из-за одного из подобных скандалов СССР даже приостановила участие в Международном каннском фестивале (именно так он тогда назывался) в 1952-м и 1953-м. Дело в том, что в 1951 году советской делегации не удалось добиться исключения из конкурса швейцарской ленты «Четверо в джипе» о событиях в оккупированной Вене после Второй мировой войны. Но это была только половина проблемы. В то же время документальный фильм, который привез СССР, был показан лишь для 50 журналистов – французские власти переживали, что картина Сергея Герасимова «Освобожденный Китай» оскорбит правительство Чан Кайши. Работа Герасимова рассказывает о коммунистических успехах китайского народа – Чан Кайши же выступал против коммунизма.
Каннский фестиваль, будучи престижным культурным событием, собирал большое количество знаменитостей и служил отличным местом поиска контактов для будущего сотрудничества. В 1959 году было принято решение включить кинорынок (то есть международный рынок, где товаром выступают фильмы) в структуру фестиваля. Но некоторые режиссеры-леваки восприняли этот шаг как излишнюю коммерциализацию – «Канны» для них больше не история об искусстве ради искусства. Началось целое противостояние, в результате которого в 1969-м появилась независимая от основного смотра секция «Двухнедельник режиссера». Тут нет конкурса и жюри.