История дорожного строительства: с начала времен и до наших дней
Необходимость в строительстве дорог появилась у человека еще на заре цивилизации: нужно было налаживать торговлю, перемещать грузы и быстро "сниматься" с мест в случае нападения. Вместе с экспертами компании John Deere мы решили выяснить, как человечество перешло от лесных троп к скоростным шоссе.
Проторенные тропы
Создание первых дорог сложно назвать строительством. Скорее, это было протаптывание троп по кратчайшему пути – через болота и овраги. Такие относительно постоянные пути появились еще раньше, чем первые города. Однако без более надежных дорог было сложно развивать общество, поэтому люди довольно рано занялись совершенствованием системы дорожного строительства.
Самые ранние из сохранившихся дорог расположены в Великобритании. Например, Свит-Трек в Сомерсете был построен примерно в 3807-3806 гг. до н.э. Это мощено-насыпная дорога, длина которой когда-то составляла около 2 км. Она была сделана из перекладин из молодых деревьев, покрытых дубовым настилом.
В целом, в те времена, когда торговля была еще плохо налажена, людям приходилось использовать для строительства подручные материалы. Где-то это были деревья, где-то – песок, а где-то – камень. Главными инструментами оставались примитивные топоры, лопаты и руки рабочих.
Дорога на Рим
Дороги долгое время строились небольшие, местного «назначения». Ситуация изменилась, когда начали формироваться огромные империи. Для захвата и удержания новых территорий нужны были развитые дорожные сети. Так, в Китае строились настолько прочные дороги, что ими можно было бы пользоваться и сегодня. Китайские мастера использовали легкие, упругие материалы (такие как утрамбованный щебень), которые хорошо выдерживают температурные колебания.
В Древнем Египте проходило строительство пирамид, а для этого нужно было переправлять глыбы. По свидетельствам Геродота, около 100 000 человек в течение 10 лет строили дорогу от Нила до пирамиды Хеопса. Каменные плиты везли на деревянных санях, но основная работа по-прежнему выполнялась руками людей.
Помимо Великого шелкового пути, существовали и другие значимые дороги. Например, Путь ладана соединял страны Средиземноморья с Аравийским полуостровом. Три Королевские дороги соединяли Таиланд и Камбоджу, Персидский залив со Средиземным морем, Египет и Сирию. Чайный путь связывал Китай с Южной Азией, а Соляная дорога проходила от устья Тибра во внутренние районы Апеннинского полуострова.
Однако главные достижения в области дорожного строительства принадлежали римским мастерам. Перед выкладкой дороги размечали будущий маршрут. Переносные солнечные часы позволяли определить направление, грома (шест с горизонтальной перекладиной) использовался для начертания прямых углов, а хоробат (длинная негнущаяся линейка) помогал определить уклон в местностях с неровным рельефом. Дорога обычно укладывалась в четыре-пять слоев, и всю тяжелую работу выполняли либо рабы, либо солдаты.