Как уроженец Узбекистана создал компанию для запуска спутников на ракетах Илона Маска
Предприниматель Дмитрий Богданов в 19 лет переехал из родного Ташкента в Берлин, где построил компанию по запуску малых спутников в космос Exolaunch с прибылью в €3 млн. В 2022 году она планирует выйти на IPO, а в более отдаленном будущем стать аналогом сервиса экспресс-доставки DHL — только в космосе. Как Богданову удалось создать успешный бизнес без сторонних инвестиций и стать партнером компании Илона Маска и «Роскосмоса»?
После того, как в 2018 году Илон Маск запустил в космос спортивный электромобиль Tesla Roadster на ракете Falcon Heavy, немецкая компания Exolaunch (до 2018 года — ECM Space), предоставляющая услуги по запуску малых спутников в космос, начала получать от клиентов нестандартные запросы. «Иногда нас просят отправить в космос записку с желанием, фотографию любимого человека, мобильный телефон или флешку с личной информацией», — рассказывает 42-летний основатель и гендиректор Exolaunch Дмитрий Богданов в интервью Forbes по Zoom. С 19 лет Богданов живет в Берлине: 10 лет назад он основал там стартап, который сегодня работает с «Роскосмосом», SpaceX и Virgin Orbit.
От предложений отправить личные вещи на орбиту Exolaunch приходится отказываться: это не целесообразно и несерьезно, хотя сотрудники, которые принимают участие в проектах компании, и другие разработчики космических аппаратов все же вставляют бумажки с желаниями и записки в космические аппараты. «Это эксклюзивное право разработчика, нечто, что нельзя купить за деньги», — объясняет Богданов. Как он смог создать новую компанию на рынке, который к 2040 году может превысить $1 трлн?
Из Ташкента в Берлин
42-летний гендиректор компании ExoLaunch Дмитрий Богданов родился в Узбекистане. Его мать была лингвистом и преподавала английский язык в школе и университете, а отец — инженер по образованию — работал музыкантом. В семье хотели, чтобы Дмитрий пошел по стопам бабушки, которая работала хирургом, но карьера врача его не привлекала. «Ребенком я всегда любил не играть в игрушки, а разбирать их и смотреть, что там внутри», — рассказывает Богданов про свою страсть к технике.
В 1995 году он поступил в Ташкенский авиационный институт. «Мне не было принципиально учиться на авиационном направлении: я понимал, что хочу заниматься чем-то техническим. Но этот вуз был через дорогу от моего дома, а я не очень любил рано вставать», — объясняет выбор учебного заведения предприниматель.
На третьем курсе он отчислился, чтобы переехать в Германию. В Ташкенте в 1995 году «все было хорошо», но Богданов понимал, что для получения образования «есть места поинтереснее». В 2000 году он подал документы в Берлинский технический университет и поступил на специальность инженера авиации и космонавтики. «Когда тебе 19 лет, интеграция в новую культуру происходит прекрасно — ты просто приезжаешь, живешь и общаешься с людьми», — вспоминает он. Уже на третьем курсе Богданов нашел подработку — он стал разработчиком софта на полставки в инженерной компании IAV, которая занимается в том числе созданием электрокаров для автомобильных брендов. Богданов занимался оптимизацией софта, в частности, для конструкции двигателей — это приносило ему около €1000 в месяц. Этих денег хватало, чтобы снимать квартиру. «В Берлине в начале 2000-х было много предложений по недвижимости и небольшой спрос, поэтому даже студент со скромным бюджетом мог себе позволить арендовать приличные апартаменты», — вспоминает Богданов.
В Берлинском техническом университете студенты сами должны составлять свой учебный план, и Богданов сначала ходил только на лекции по авиации. Затем подумал, что в дипломе будет написано «инженер авиации и космонавтики», а про космонавтику он ничего не знает. «Профессор Удо Реннер, который преподавал этот предмет, настолько меня поразил и восхитил, что я полностью поменял направление и перешел в космонавтику» — вспоминает предприниматель.
Еще во время учебы он начал работать на кафедре космической техники ассистентом профессора — того самого, который вдохновил на увлечение космонавтикой. После окончания вуза в 2006 году Богданов остался на кафедре в роли преподавателя, а также занимался прикладными исследованиями в области конструкции космических летательных аппаратов. «Мы делали прототипы малых спутников, запускали их в космос и смотрели, как они себя там ведут», — говорит Богданов. Спустя несколько лет этот исследовательский интерес позволил Богданову открыть новую бизнес-нишу.
В рамках бюджета
«Я — «сова» и единственная возможность во взрослой жизни не вставать рано