Искусственный интеллект за кадром: как цифровые сотрудники меняют правила игры
Технологии развиваются стремительными темпами и вместе с ними меняются люди. Два этих фактора влияют на то, какими будут команды в организациях будущего. Уже сегодня появляются цифровые сотрудники, и это в корне меняет структуру кадров компаний. В колонке для Forbes Наталья Бердыева, директор по развитию SkillStaff, рассказывает о том, кто такие цифровые сотрудники, как они влияют на бизнес и к чему стоит готовиться.
Как выглядят цифровые сотрудники и что они делают
Можно выделить три основных типа цифровых сотрудников, которые существуют на рынке уже сейчас:
- Образ человека на экране, который явно выглядит сгенерированным. Типовых цифровых сотрудников сегодня буквально можно купить с прилавка: например, они продаются на Alibaba. Разработчики заявляют, что цифровые сотрудники формируют связь на эмоциональном уровне благодаря внешнему виду, голосу и индивидуальности реального человека. Однако они воспринимаются очевидно цифровыми и больше напоминают персонажей 3D-мультфильмов. Купить такого сотрудника предлагается для того, чтобы он общался с клиентами, продавал и оказывал им поддержку, проводил онлайн-обучение или комментировал стримы, например спортивные мероприятия.
- Образ человека на экране, который выглядит абсолютно реалистично. Это следующий шаг в развитии цифровых сотрудников. Ярким примером является Айтана Лопес — модель, сгенерированная испанским дизайнерским агентством The Clueless с помощью искусственного интеллекта. Агентство ведет соцсети Айтаны, где за ней следят сотни тысяч подписчиков, некоторые из которых и не подозревают, что девушки не существует в реальности. Различные бренды обращаются в агентство и используют Айтану для рекламы своих товаров — так цифровая модель может зарабатывать около $10 000 в месяц.
- И наконец, робот-гуманоид, который ходит по офису, совершает привычные действия и разговаривает с сотрудниками. Пример — Mika, «экспериментальный генеральный директор» польской компании по производству напитков Dictador.
Стоимость цифрового сотрудника для компании сильно зависит от его типа и функционала. Для примера: в китайской технологической компании Baidu, занимающейся разработкой виртуальных сотрудников, стоимость варьируется от $2800 до $14 300 в год.
Кого заменят
Дискуссии о том, будет ли искусственный разум работать в компаниях наряду с живыми людьми, ведутся давно, и особенно активно обсуждался вопрос, кого он заменит в первую очередь: синих или белых воротничков. Интересно, что, судя по всему, существует тренд на замену не простых работяг, а именно управленцев. Это самые дорого обходящиеся сотрудники компаний, поэтому, в теории, заменить их крайне выгодно — если не позицию полностью, то хотя бы часть функционала. Цифровые управленцы вполне способны отвечать за коммуникации, принимать решения, оценивать риски и обеспечивать