Инвестиции в женщин: что такое «гендерные» облигации и можно ли на них заработать
Несколько лет назад Всемирный Банк выпустил «гендерные» облигации — ценные бумаги, которые должны стать еще одним инструментом борьбы с неравенством. Разбираемся, могут ли они принести прибыль и повлиять на положение женщин в мире
Нобелевский лауреат и профессор Йельского университета Роберт Шиллер учит, что финансовый капитализм работает эффективнее, если люди, которые зарабатывают деньги, отдают их часть на благие дела. Бывший топ-менеджер таких корпораций, как Nestle, Unilever и Procter & Gamble Пол Полман убежден, что компания не может считаться успешной, если она игнорирует бедность и неравенство вокруг себя. А основательница The Body Shop Анита Роддик напоминает, что цель бизнеса не должна быть сведена к заработкам: основная задача — в ответственности.
Одновременно появляется все больше финансовых инструментов, которые призваны работать на решение социальных проблем. Участники фондового рынка, которые намерены играть «вдолгую», приобретают активы с маркировкой ESG — они отвечают параметрам этичного инвестирования (не наносят вреда экологии, поддерживают развитие общества и выпускаются прозрачно управляемыми компаниями). Есть и ценные бумаги, позволяющие финансировать социальные проекты.
Взгляд на инвестиции с точки зрения гендерного равенства
За развитием равноправного общества последуют экономические выгоды для всех. В отчете «Женщины в экономике» 2021 года Минэкономразвития России приводит данные компании McKinsey: если принимать меры по продвижению гендерного равенства, уже к 2030 году мировой ВВП вырастет на $13 трлн.
Основательница компании The Helm (инвестирует в предприятия, созданные женщинами) Линси Тейлор Вуд полагает, что основной инструмент в борьбе с гендерным неравенством — рост благосостояния женщин: «Когда у женщины больше денег, у нее больше власти». И напоминает, что равные экономические права так же важны, как репродуктивные или политические.
Иными словами, чтобы исправить ситуацию, требуются финансовые вливания в программы по борьбе с неравенством. Современные финансовые инструменты предлагают каждому принять участие в решении этой задачи.
Например, сообщество гендерно-ориентированного инвестирования GenderSmart объединяет более 2500 инвесторов из 50 стран мира. Партнерами организации выступают Visa, UBS, Morgan Stanley и другие корпорации. Здесь применяется принцип «инвестирования через гендерную линзу» (gender lens investing, или GLI). Этот подход подразумевает вкладывание денег в компании, принадлежащие женщинам или возглавляемые женщинами, либо в компании, чьи продукты и услуги существенно улучшают жизнь женщин и девочек, либо в компании, добившиеся гендерного равенства на рабочих местах. В США есть консалтинговые фирмы, использующие этот подход при формировании пакетов ценных бумаг — например, основанная тремя женщинами-управляющими инвестициями Fulcrum Capita, которая равным образом стремится как заработать деньги для клиента, так и изменить жизнь женщин в лучшую сторону.
«Гендерные» облигации
Термин «GLI» появился около 2009 года, а через несколько лет Всемирный Банк выпустил гендерные облигации. Кстати, после эмиссии, в 2019 году Veris Wealth Partners спрогнозировали, что к 2023 объем «гендерных» инвестиций вырастет до $20 млрд — то есть восприняли новость о выпуске бумаги позитивно. UN Women — организации, входящая в состав ООН, — создала гайд для инвесторов по использованию гендерных облигаций. Авторы документа говорят, что несмотря на ощутимый рост рынка бумаг с социальной нагрузкой, их потенциал используется не полностью и этому инструменту есть куда расти.
Инвесторы, покупающие гендерные облигации, могут быть уверены, что отдав свои деньги (ведь сами по себе облигации — это вид займа) компаниям-эмитентам, они, как минимум, не станут невольными участниками дискриминации. Эмитент обязуется соблюдать гендерный баланс при приеме на работу, бороться со «стеклянными потолками», не допускать грубости и харассмента на рабочих местах и платить мужчинам и женщинам равные зарплаты за равноценный труд.