Институт благородных девиц: зачем нужны школы с раздельным обучением
Раздельное обучение мальчиков и девочек кажется пережитком прошлого, но практикуется во многих странах. Его сторонники утверждают, что ученицы таких школ испытывают меньший дискомфорт, лучше учатся и в дальнейшей жизни чаще добиваются успеха. Но есть и контраргументы — разбираемся во всех «за» и «против»
Во всем мире мальчиков и девочек, которые учатся в школах, почти поровну — 90% и 89% соответственно. Но не всегда они учатся вместе. Стран, где во всех школах только смешанные классы, не так много — в большинстве образовательных систем возможно раздельное обучение.
Где-то это редко встречающаяся опция — например, по данным Международного мониторингового исследования качества школьного математического и естественнонаучного образования TMISS, в 2003 году в США раздельное обучение предлагали 0,43% школ, в России — 0,93%, в Новой Зеландии — 30% (в исследовании речь идет только о преподавании математики в восьмом классе, поэтому доля полностью сегрегированных школ может быть меньше). Где-то — единственная: согласно тому же исследованию, 100% школьников Саудовской Аравии учились раздельно.
Автор книги «Как дать ребенку британское образование, при этом не разориться и сохранить себе нервы» и основательница компании Chelsea Education Карина Шарин рассказывает Forbes Woman, что на школы для девочек в Лондоне большой спрос. Смешанные школы составляют большинство, поэтому в заведения с раздельным обучением серьезный конкурс. Но это не останавливает родителей девочек: именно для них, по наблюдениям Шарин, чаще ищут «однополую» школу.
Практика раздельного обучения исторически первична, поскольку столетиями вопрос о равенстве прав на образование — причем не только по признаку пола, но и по классовому или сословному — даже не ставился, рассказывает доктор исторических наук, руководитель Центра гендерных исследований ИЭА РАН Наталья Пушкарева.
К концу XVIII веке в России существовали Смольный институт и Екатерининские институты в Петербурге и Москве, рассказывает эксперт. А девочки-мещанки могли посещать Дома трудолюбия и частные пансионы. На волне либеральных реформ 1860-х появились первые женские гимназии. К 1913 году, по словам Пушкаревой, женские гимназии по количеству обогнали мужские (873 против 441).
В мае 1918 года в РСФСР было введено обязательное совместное обучение девочек и мальчиков, девушек и юношей — как в школе, так и в вузах. В 1943 году состоялась новая попытка внедрить раздельное обучение. Систему, однако, сочли неудобной и трудной для педагогической работы, поэтому совместное обучение восстановили в 1954 году.
Академическая успеваемость
Директор лицея №103 «Гармония» города Железногорска Елена Дубровская считает, что выпускники классов с раздельным обучением более успешны в дальнейшей жизни. Она наблюдает это уже 34 года — в лицее первый такой класс появился еще в 1989 году. «ЕГЭ по математике в раздельных классах в среднем сдали на 80 с лишним баллов, в смешанных — на 50, хотя никакого отбора в раздельные классы мы не проводим», — говорит Дубровская, отмечая, что ученики раздельных классов также чаще побеждают на школьных олимпиадах. Идею раздельного обучения поддерживают родители, нередко вслед за старшими в такие классы отправляют младших.
В докладе 2018 года, подготовленном Научно-исследовательским институтом высшего образования Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA), говорится, что выпускницы школ для девочек чаще, чем их сверстницы из обычных школ, справляются с решением сложных задач, в том числе потому, что ищут альтернативные решения. Они чаще изучают темы самостоятельно, даже когда этого не требуется, и лучше аргументируют свою точку зрения. Кроме того, девочки из «однополых» школ чаще проявляют гражданскую активность и намерение заниматься политикой. К похожим выводам пришла другая исследовательница из UCLA Линда Сакс: выпускницы школ для девочек чаще считают важным следить за политической повесткой и обсуждают ее с друзьями.