Идеолог «Архстояния»: «Сначала деревня помогла мне, а потом я помог ей»
В этом году арт-фестиваль «Архстояние» отметил 20 лет. По этому поводу поговорили с его основателем — художником Николаем Полисским — о бане, современном искусстве и побеге из города в деревню
Имя художника Николая Полисского навсегда закрепилось в истории российского совриска и плотно связано с арт-парком Никола-Ленивец и фестивалем «Архстояние». Переселившись в 90-е годы в небольшую Калужскую деревню, Полисский, к тому моменту бывший участник группы «Митьки», скульптор и живописец, первое время писал пейзажи, но довольно быстро решил «войти в ландшафт». Однажды зимой ради забавы задумал построить армию из 200 снеговиков на склоне реки Угры. Задача была масштабной, поэтому на помощь художник позвал местных крестьян, которые покрутили пальцем у виска, но все-таки присоединились к творчеству. Фотография «Снеговиков» произвела фурор на все арт-сообщество, работу называли произведением чистого ленд-арта. Так Николай Полисский нащупал свой путь, в котором соединяются искусство и природа, эпос и игра, творческая мысль художника и народная мудрость.
После этого каждый год он приглашал на природу друзей — известных художников и архитекторов — отдыхать и собирать разные арт-объекты чаще всего огромного размера, ведь на территории в 650 га их не ограничивали никакие стены. Как и прежде, помогали местные жители, но главным условием было — собирать из материалов, что дает сама природа, — сена, веток, сухостоя и деревянного мусора, найденного в округе. Новости об арт-деревне разнеслись так быстро, что посмотреть на странные конструкции в полях и лесах стали приезжать сначала из Москвы, а потом и со всех концов России, а встречи друзей в узком кругу официально стали фестивалем «Архстояние».
Сегодня Никола-Ленивец — крупнейший арт-парк Европы, который ежегодно посещает более 250 тыс. человек, приезжающих сюда за необычными впечатлениями и отдыхом от городской суеты. А «Архстояние», в программе которого помимо ленд-арта, концерты, театральные перформансы и лекторий, стало главным смотром актуального современного искусства. За 19-летнюю историю фестиваля в парке появилось более 100 арт-объектов или, как их здесь называют, пространственных скульптур российских и иностранных художников, которые органично вписались в ландшафт места. Многие из них, такие как знаменитая «Ротонда» Александра Бродского, «Вселенский разум», «Бобур» и «Маяк» на реке Угре Николая Полисского, и вовсе стали знаковыми для всей российской культуры.